Запущен новый рынок электроэнергии: чего ожидать населению и бизнесу
С сегодняшнего дня, 1 июля 2019 года, в Украине начинает действовать свободный рынок электроэнергии. Теперь за право поставить электричество конечному потребителю будут бороться более 600 трейдеров.
Запуск этой реформы предлагали отложить некоторые представители власти и профильные эксперты, ссылаясь на техническую неготовность, а также на риск монополизации рынка электроэнергии и возможный неконтролируемый рост цен на энергоресурсы. В частности, советник президента Зеленского Андрей Герус предлагал отсрочить реформу на год, поскольку считает, что "нельзя такую сложную реформу проводить настолько неподготовленно". Глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам ПЭК Александр Домбровский, в свою очередь, советовал запустить реформу 1 октября 2019 года.
Для таких предложений были формальные обоснования. В частности, 70% всей энергогенерации в Украине находится в руках всего лишь двух игроков рынка — государственного предприятия "Энергоатом" и частного энергохолдинга ДТЭК, которые доминируют в своих секторах энергорынка. Опасения по поводу монополизации открытого рынка, ввиду этого высказывал и Антимонопольный комитет Украины.
Тем не менее, НКРЭКУ и Кабинет министров Украины от запуска рынка не отступали, в результате чего уже 27 июня на площадке "Украинской энергетической биржи" уже прошел первый аукцион по продаже электрической энергии для населения: было продано более 4 млн мВт*часов доступной электроэнергии производства государственных НАЭК "Энергоатом" и АО "Укргидроэнерго".
Что предусматривает реформа рынка электроэнергии?
Путь к этой структурной реформе Украина начала в мае 2017 года, когда Верховная Рада приняла закон "О рынке электроэнергии". Согласно этому документу, с 1 июля текущего года прекращается государственное регулирование цен на электроэнергию для небытовых потребителей и происходит определенная либерализация рынка для домохозяйств обычных граждан. И бизнес, и население теперь сможет свободно выбирать поставщиков электроэнергии. При этом цены на энергоресурсы, а также качество услуг будут зависеть от уровня конкуренции за потребителя среди поставщиков.
Под эту идеологию реформы была утверждена и новая структура рынка энергогенерации. Если ранее поставкой электроэнергии занимались облэнерго, то теперь эта роль переходит к 683 зарегистрированным поставщикам от 226 компаний, а также компаниям-трейдерам. Для этого им нужно получить от регулятора соответствующую лицензию.
Читайте также: Запуск рынка электроэнергии не приведет к сбою в электроснабжении городов — Чех
В переходный период реформы (до 2021 года) основным поставщиком электроэнергии для населения, малого бизнеса и бюджетных организаций станет так называемый поставщик универсальных услуг (по сути, выделенная "дочка" облэнерго). Это предприятие будет поставлять электричество по регулируемому тарифу.
В целом реформа предусматривает внедрение европейской модели, которая должна стимулировать конкуренцию и появление новых игроков на рынке.
Как будет выглядеть купля-продажа электроэнергии в Украине после 1 июля?
По словам Виктории Войцицкой, секретаря комитета Верховной Рады по вопросам ПЭК, новый рынок электрической энергии будет предусматривать несколько сегментов. Первый — рынок двусторонних договоров, на котором будет продаваться самая дешевая электроэнергия по долгосрочным контрактам. Предполагается, что здесь основным игроком будет "Энергоатом", мощности которого не могут гибко реагировать на изменения объема потребления.
Второй — рынок на сутки вперед, на котором цены будут на 10-20% выше, чем на рынке двусторонних договоров. При этом потребители, не имеющие желания или возможности заранее спланировать объемы своего потребления, будут вынуждены покупать электроэнергию дороже. Ожидается, что основным игроком на этом рынке станут предприятия тепло- и гидроэнергетики.
Третий сегмент — внутрисуточный рынок для тех, кто не смог точно спланировать свое потребление электричества даже на сутки вперед. Здесь также ожидается значительная роль ТЭС, ТЭЦ, а также ГЭС.
Четвертый сегмент — балансирующий рынок — будет покрывать потребности тех потребителей электроэнергии, которые не смогли выбрать поставщика в предыдущих трех сегментах. По словам генерального директора компании "Д.Трейдинг" Виталия Бутенко, бизнес в тестовом режиме уже апробирует все четыре сегмента будущего рынка электроэнергии. Так, за первое полугодие 2019 года через тестовые торги было продано 70% всей электроэнергии, поставленной промышленности.
Какими будут тарифы и как государство намерено контролировать игроков рынка электроэнергии после 1 июля?
До сегодняшнего дня тарифы на электроэнергию регулировала НКРЭКУ. При этом размер стоимости зависел от категории потребителей и класса поставляемой электроэнергии. По данным на сайте регулятора, стоимость электричества для населения, в зависимости от уровня потребления, колеблется от 90 до 168 копеек за кВт-час.
Для бизнеса тариф на распределение электроэнергии I класса колеблется в диапазоне от 62,55 грн за МВт/час в Днепропетровской области до 316,88 грн за МВт/час в Луганской области, II класса — от 228,29 грн за МВт/час в Киевской области до 1145,82 грн за МВт/час в Луганской области. С 1 июля цена для населения не изменится как минимум до 1 января 2021 года: Кабмин возложил на компании НАЭК "Энергоатом" и ЧАО "Укргидроэнерго" специальные обязательства по поставке энергоресурсов по нынешним тарифам для бытовых пользователей. После 1 января 2021 года население будет наравне с бизнесом покупать электроэнергию.
У свою очередь, с 1 июля тарифы для промышленности увеличатся не более чем на 10%, как уверял член комитета Верховной Рады по вопросам ПЭК Сергей Сажко. Его мнение разделил и Виталий Бутенко, который подчеркивает, что с развитием конкуренции на рынке энергоресурсов цена электроэнергии для бизнеса может даже упасть в сравнении с текущим уровнем.
Читайте также: Корольчук: Повышение цены на электроэнергию с 1 июля — это миф
Чтобы избежать возможных злоупотреблений со стороны игроков энергорынка, Антимонопольный комитет Украины получил право наказывать за попытку картельного сговора: за нарушение законов и правил нового рынка АМКУ сможет налагать штраф в размере 10% от годового оборота компании-нарушителя. Он также в праве постоянно мониторить работу крупных энергокомпаний. При этом НКРЭКУ сохранила за собой полномочия регулировать тарифы на энергоресурсы в случае аномальных колебаний цен. В совокупности факторов собственники мощностей энергогенерации лишены любой возможности злоупотреблять "рыночной властью".
Впрочем, как уверяет министр энергетики Украины Игорь Насалик, злоупотребления монопольным положением со стороны ДТЭК или "Энергоатома" невозможны даже из-за самой структуры энергорынка.
"Были обвинения, что после реформы ДТЭК станет монополистом. Но это полный абсурд. Ведь у него есть серьезный конкурент — "Энергоатом", который работает на свободном рынке. А по регулируемому тарифу его конкурентом является "Укргидроэнерго", — заявлял министр.
По его словам, сейчас мощностей для выработки электроэнергии на 50% больше, чем субъектов, которые ее производят. Поэтому они будут бороться за место на рынке, благодаря чему цены на электроэнергию будут падать.
Иван Киричевский, специально для adventus-tour.ru