Запах бедности: о корейской трагикомедии "Паразиты"
Подвал безработицы
Главными героями "Паразитов" является семейство Ким — квартет безработных. Родители и двое взрослых детей живут в подвале, перебиваются редкими подработками, используют любую возможность хоть что-то получить бесплатно и регулярно отгоняют пьяниц, которые привыкли мочиться у них под окном.
Однажды в гости к сыну приходит товарищ. Дарит семье здоровенный камень, сулящий достаток, и дает рекомендацию, которая этот достаток может обеспечить. Он отправляется на обучение за границу, оставляя вакантным место репетитора английского языка в зажиточной семье Пак. И предлагает сыну занять его место.
Все самое важное в Telegram
Особняк достатка
Тот в университете не учился, но совершенствовал знание английского во время армейской службы, так что готов использовать свой шанс. К тому же, его сестра, отлично владеющая Photoshop, "вооружает" героя кроме рекомендации еще и поддельными документами об образовании.
Неожиданно легко пройдя собеседование, он решает сполна воспользоваться беспечной доверчивостью семьи Пак и устроить на работу в особняке еще и сестру, а затем — и родителей. К слову, этот особняк, являющийся произведением архитектурного искусства, со временем становится полноценным действующим лицом истории.
От комедии к трагедии
Фильм Пон Джун Хо, возведенный на фундаменте социальной драмы, избегает однозначных жанровых определений.
Сцены первого акта дрейфуют к полюсу комедии: семья Ким действует по принципу "голь на выдумку хитра", что рождает немало ярких сцен.
Когда же герои, добившись своего, стараются сохранить достигнутое обманом положение, лента, благодаря резвому сюжетному развороту, который не стоит раскрывать, начинает раскачивать маховик триллера.
Финальный же акт "Паразитов" преисполнен трагедией, которая представлена практически в архаичных формах.
Многоликие "паразиты"
Чтобы в полной мере раскрыть его, Пон Джун Хо решительно продолжает рассказывать историю даже тогда, когда кажется, что в ней уже вполне можно поставить художественно убедительную и сюжетно недвусмысленную точку, раз за разом откладывая финал.
Эта особенность картины, которая длится долгих 130 минут, позволяет шире представить и разные формы "паразитического" существования, примерив их поочередно на всех персонажей (как социально незащищенных, так и внешне довольных жизнью) и избрав среди них того, кому оно "подходит" больше всего (оригинальный заголовок вполне можно было перевести как "Паразит").
По законам классовой борьбы
И, собственно, перейти в восприятии фильма от личного к общественному, рассматривая историю героев как современную вариацию многоликой классовой борьбы.
Пон Джун Хо не чужда эта тема. Его антиутопия "Сквозь снег" (2013) и вовсе представляла человечество конфликтующими пассажирами поезда, которые едут в вагонах разного класса.
"Паразиты" раскрывают этот конфликт без прямолинейной топорности, не чураясь нюансов, что, учитывая тему взаимоотношений слуг и господ, сближает корейскую ленту с одной из лучших работ классика французского кино Клода Шаброля "Церемония" (1995).
Не случайно во Франции "Паразитов" уже посмотрели почти 1,3 млн зрителей. В Украине в кинопрокате таких результатов могут достичь разве что голливудские комиксы, накачанные анаболиками многолетней рекламной поддержки.
Горечь и зависть
Говоря о социальном неравенстве, Пон Джун Хо не стремится идти на зрителя в лобовую атаку. И тем более обвинять. Наоборот, с помощью малых деталей пытается создать объемные образы не только членов семьи Ким, но и семьи Пак, пусть она и не находится в центре его интересов.
На эту внешне успешную семью герои смотрят, будто в кривое зеркало, которое отражает нереализованные возможности их собственной жизни, недостижимый идеал (на подобной зеркальности, к слову, был основан амбициозный фильм ужасов "Мы" Джордана Пила).
И Пон Джун Хо с поразительной точностью схватывает те горечь, зависть и оскорбленный гнев, которые рождают эти сравнения, направляя героев по деструктивному пути.
Символическое богатство
Социальную критику и психологическую достоверность "Паразитов" оттеняет ненарочитый символизм ленты, опирающейся на повторяющиеся образы. Например, подвала (он является не только обителью семьи Ким). Или потопа (в дебюте герои окатывают водой пьяницу, а потом и сами практически тонут под дождевыми струями).
Выстраивая дополнительные уровни восприятия фильма, Пон Джун Хо демонстрирует мастерство режиссуры, умело представляя большое в малом — подсмотренными (и даже унюханными) деталями, точным словом.
Россыпь его постановочных приемов предполагает использование долгих планов с акцентом на игре актеров, замедленной съемки, параллельного монтажа и даже голоса за кадром, который в какой-то момент удивительным образом превращает показанные события в их пересказ.
Сергей Васильев для adventus-tour.ru