Замедленная яркая ракета: об экранизированной биографии Элтона Джона "Рокетмен"
Второй после "Богемной рапсодии"
Режиссером фильма стал Декстер Флетчер, для которого "Рокетмен" — это второй биографический музыкальный фильм, посвященный ярчайшей фигуре мировой эстрады, подряд. В минувшем году на экраны вышла "Богемная рапсодия" — лента о группе Queen и Фредди Меркури, в роботу над которой он был брошен в авральном порядке в разгар съемок, после увольнения Брайана Сингера. В итоге, этот фильм, словно дитя семи нянек, вышел весьма противоречивым и неровным в художественном плане, но получил выдающийся коммерческий успех. Его мировые кассовые сборы составили невероятные $903 миллионов.
Новый коллаж из узнаваемых фрагментов
Повторить этот результат "Рокетмену", производственный бюджет которого составил $40 миллионов, вряд ли удастся. Однако, скорее всего, Декстер Флетчер не будет по этому поводу особенно сокрушаться. Ведь теперь ему удалось создать, пусть и немного сахарный и не всегда стремительный, но очень цельный фильм, лишенный глубоких стилистических диссонансов.
Самое важное в Telegram
$40 миллионов составил бюджет мюзикла "Рокетмен"
Сделал же он это, используя, фактически, те же сюжетные кирпичики, что и в "Богемной рапсодии". В "Рокетмене" так же уделено внимание первым шагам героя (Тэрон Эджертон) в искусстве, его напряженным отношениям в семье (где тотальную остраненность отца "отогревает" прохладное отношение матери в "распахнутоглазом" исполнении Брайс Даллас Ховард), его безудержному таланту, рождающему стремительный успех и сопутствующие богемной жизни проблемы с наркотиками, алкоголем и прочими беспорядками.
И, само собой, в фильме представлено очень много музыки Элтона Джона (длительность саундтрека — час, в него вошли 22 композиции) и сделан громкий акцент на откровенном и чувственном — с постельными сценами — принятии им собственной гомосексуальности (и принятии ее окружающими героя людьми).
Кадр из фильма "Рокетмен"
Исповедь под звонкий аккомпанемент
Впрочем, между двумя лентами есть одно принципиальное отличие. Если "Богемная рапсодия" — это фильм-концерт, в котором музыкальные номера, по большому счету, существуют отдельно (не случайно в некоторых странах она выходила в караоке-версии, позволяющей зрителям в зале подпевать хитам Queen), то "Рокетмен" — это полноценный мюзикл, в котором хиты Элтона Джона оттенены зрелищными плясками, вплетены в сюжет и дополнительно раскрывают его. При этом они настолько точно соответствуют драматичным экранным перипетиям, что рождают ощущение, будто были написаны специально для фильма (хотя это и не так).
Осуществить подобный синтез становится возможным благодаря дебютной сцене: Элтон Джон в сценическом костюме дьявола, расшитом стразами, приходит на собрание "анонимных алкоголиков", где сходу признается во всех тяжких и начинает подробный рассказ о том, как он с раннего детства шел к жизни такой.
Безоглядная любовь... к Элтону Джону
Исповедальный характер рассказа, во время которого герой не скрывает своих слабостей и проступков, дарит картине ощущение правды. И, в то же время, позволяет авторам по-своему привирать, трансформируя действительность в художественных целях — и не только тогда, когда речь идет о масштабных музыкальных номерах, превращающих мир в фантастические (пусть и основанные на реальности) подмостки, но и в трактовке камерных сцен личных взаимоотношений героя.
22 композиции общей длительностью 1 час составили саундтрек "Рокетмена"
Кажется, в начале фильма они еще немного упираются соблазну соглашаться с интерпретацией, предложенной изливающим душу Элтоном Джоном. К примеру, он говорит о любящей матери, а "архивный" эпизод этому утверждению противоречит. Но по мере сокращения эмоциональной дистанции (изначально очень небольшой, ведь Элтон Джон был продюсером ленты, а идею фильма о себе вынашивал два десятка лет), создатели "Рокетмена" полностью растворяются в герое. И поэтому, даже демонстрируя на экране его полноценный конфликт с многолетним соавтором, поэтом Берни Топином (Джейми Белл), продолжают утверждать, что ссор между ними никогда не было.
Подобное и бесподобное
Пусть это и создает внутри фильма определенные противоречия, упрекать авторов в лицемерии из-за того, что они, скорее, избегают обращать на них внимание, все же нельзя. Опять таки — благодаря формуле психотерапевтического монолога, в которую обернута история. Она позволяет идеализировать даже прегрешения бесконечно талантливого героя, сооружая из них хватающие за сердце, пронзительные номера.
Собственно, кульминацией подобной идеализации становится страстная и одновременно демонстративно усердная игра Тэрона Эджертона, который на Элтона Джона внешне похож не особо (разве что специально организованными залысинами и предельно яркими костюмами), но огненно транслирует его сценическую энергетику. Именно Тэрон Эджертон исполняет знаменитые композиции звезды. В украинской дублированной версии его голос сохранен — их сопровождают субтитры.