Вуди Аллен и чарующая пустота: о фильме "Дождливый день в Нью-Йорке"
Юноша любит девушку, девушка любит юношу
Сюжет новой ленты классика и нестареющего ветерана мирового кино Вуди Аллена можно пересказать одним предложением. Двое влюбленных студентов приезжают в дождливый Нью-Йорк, чтобы провести романтический уик-энд, однако обстоятельства раз за разом ломают их совместные планы.
Молодых людей играют восходящие звезды Голливуда Тимоти Шаламе, задумчиво нехмурую аристократическую привлекательность которого Вуди Аллен ставит во главу художественного угла, и Эль Фэннинг, с ослепительным блеском озаряющая экран простотой и искренностью восторженной улыбки.
Нью-Йорк и кинематограф
Юноша Гэтсби — бонвиван из богатой семьи, сорящий деньгами, выигранными в покер. Он вырос в Нью-Йорке и хочет показать девушке любимые места любимого города, одновременно избежав встречи с деспотичной матерью, которой о приезде не сообщил.
Девушка Эшли — наследница банковской империи из Аризоны, которая жаждет взять интервью у знаменитого режиссера (Лев Шрайбер). Беседа с ним плавно перерастает в просмотр рабочего монтажа его новой картины, общение с не менее знаменитым сценаристом (Джуд Лоу) и даже более знаменитой кинозвездой (Диего Луна).
Осенняя сказка
Водоворот звездной жизни, сопровождаемый всполохами камер папарацци, затягивает Эшли, вынуждая отказываться от времяпрепровождения с Гэтсби. Тот, само собой, переживает, ведь сложная, выверенная до минуты, конструкция романтического уик-энда рушится на глазах.
Однако, бродя по мокрым улицам и статусным достопримечательностям, он все время находит, чем себя занять, натыкаясь на школьных знакомых, младшую сестру бывшей возлюбленной (Селена Гомес) и даже родственников.
Его живописное путешествие по Нью-Йорку, безупречно снятое еще одним выдающимся киноветераном — оператором-постановщиком Витторио Стораро, превращается в очередное горячее признание Вуди Аллена родному городу в любви.
Кадры из фильма "Дождливый день в Нью-Йорке"
Ирония и безвременье
Является оно также и очередным ироничным признанием режиссера в любви к кино, о котором (вымышленном и настоящем) в фильме много говорят, которое — на разных уровнях профессионализма — снимают (в том числе, с участием подвернувшегося Гэтсби) и внутри которого максимально комфортно располагаются персонажи.
Персонажи эти слишком идеальные, даже в своих недостатках, чтобы быть исключительно порождением реальности, и слишком вневременные, чтобы быть порождением одной лишь современности. Собственно, если убрать из кадра мобильные телефоны, то действие универсальной ленты легко можно перебросить на несколько десятилетий в прошлое — без потерь для ее шарма и смыслов.
Богатые и знаменитые
Все потому, что Вуди Аллен снимает несколько старомодное (но совсем не старческое) кино, необыкновенно раскованно и уверенно чувствуя себя в жанровой упряжке романтической комедии. Он сознательно позволяет ее штампам то и дело появляться из-за угла, словно очередным знакомым Гэтсби.
В этом смысле его Нью-Йорк — словно большое село, или, точнее, загородный клуб, в котором все успешны, богаты и знамениты, друг друга знают, друг с другом эмоционально близки и просто не могут не встретиться. Это дает картине столь внушительный позитивный импульс, что любые, даже самые драматические, сюжетные перипетии воспринимаются легко и непринужденно.
Кадры из фильма "Дождливый день в Нью-Йорке"
Неиссякаемые закрома таланта
В "Дождливом дне в Нью-Йорке" дождь — не символ тоски и трагической предопределенности человеческого бытия, но обещание того, что после дождя обязательно покажется солнце.
Этот живой, ненатужный оптимизм, который можно спутать с поверхностностью, придает ленте удивительную легкость.
Она вообще характерна для Вуди Аллена, обладающего уникальным талантом ненатужно плести диалоги, отскакивающие от зубов, и при этом ни разу не красоваться этим достижением. В новой картине он, пожалуй, даже чрезмерно неамбициозен, избыточно пользуясь закадровыми комментариями героя, которые придают дополнительное очарование Гэтсби.
Актерский парад и режиссерский мастер-класс
Очаровывать зрителей с помощью актеров и самими актерами, выгодно преподнося их работы, — важный аспект творческой манеры Вуди Аллена. В "Дождливом дне в Нью-Йорке" исполнители демонстрируют исключительно свои сильные стороны, формируя гармоничный, пусть и неидеальный (из-за акцента на внешнем и ожидаемом), ансамбль.
Режиссура Вуди Аллена — эффективна и лаконична. Каждую сцену он стремится решить минимально необходимым количеством кадров, позволяя актерам размеренно — будто в театре — дышать диалогами, однако не возводит этот прием в абсолют, избегая формализма.
Вуди Аллен на съемках фильма "Дождливый день в Нью-Йорке"
Дыхание творчества
При этом чувство юмора ни разу его не подводит. Незлобивые жизненные шутки Вуди Аллена — не одноразовые, но долгоиграющие. Они проходят "перегонку" несколькими сценами, чтобы дать на выходе пьянящий творческий результат.
В итоге, получается необычайно легкая романтическая комедия, чарующая своей кажущейся пустотой. Той удивительной пустотой, создание которой возможно лишь на крепком, очень крепком художественном фундаменте.
Сергей Васильев для delo.ua