Воскрешая мертвецов: о фильме "Звездные войны: Скайуокер. Восхождение"
"Звездная" дойная корова
Новая лента завершает трилогию, созданную без участия создателя "Звездных войн" Джорджа Лукаса, продавшего вместе со своей киностудией права на свое главное творение Walt Disney Pictures.
Судя по всему, совершая эту трансакцию, автор был уверен, что новый владелец будет расширять вымышленное пространство "одной далекой-далекой галактики", придумывая новые сюжеты (этим он отчасти и занимается сейчас, презентовав сериал "Мандалорец").
Однако, Walt Disney Pictures сперва решили разыграть карту ностальгии, вернув на экраны постаревших героев классической трилогии — Люка Скайуокера, принцессу Лею и Хана Соло, — чтобы с их помощью начать рассказывать что-то свое.
Подпишитесь на канал DELO.UA
Этот план оказался коммерчески успешным.
Фильм "Пробуждение силы" созданный в 2015 году Джей Джей Абрамсом по лекалам дебютного эпизода эпопеи "Новая надежда" (1977), собрал в мировом прокате чуть больше $2 млрд, а вторая часть "Последние джедаи", выполненная Райаном Джонсоном в 2017-м, — $1,3 млрд.
Джей Джей Абрамс имени Джорджа Лукаса
Впрочем, прямолинейный путь "упаковки" старого сюжета в новые зрелищные меха, которым пошла студия, оказался не лишен неприятных ухабов.
Стоило Райану Джонсону сделать шаг в сторону от канона, как он тут же получил волну критики от зрителей, вполне оправданной и справедливой. Ведь одно дело — ткать совершенно новый сюжет в известном пространстве или даже идти след в след, повторяя классические ходы, и совсем другое — использовать художественные достижения предшественников не по их прямому назначению, самовольно меняя полярности в известной истории.
В итоге, к работе над "Звездными войнами" вернулся Джей Джей Абрамс, вполне гласной задачей которого стало умиротворить фанатов, чем он и занимается все 155 минут, которые длится картина — долго, избыточно и отчасти хаотично наполняя ее многочисленными выдающимися по своей зрелищности сценами космических баталий, стремительных погонь и поединков на гудящих световых мечах, оттеняющих сцены выяснения взаимоотношений и познания себя, в целом, повторяющих канву классического эпизода "Возвращение джедая" (1983).
Коммерческие ожидания от выполненной им работы велики. Голливудские аналитики прогнозируют, что за первый уик-энд "Скайуокер. Восхождение" соберет в мировом кинопрокате около $450 млн.
Правда, делая при этом аккуратную оговорку — если зрители примут указанную в ленте трактовку событий.
Из трагедии — в фарс, из космической оперы — в латиноамериканскую мелодраму
Это важная оговорка. Не зря в свое время Карл Маркс, вслед за Гегелем, отмечал, что в истории все повторяется дважды, первый раз как трагедия, а второй — как фарс. И некоторые сюжетные решения, реализованные в "Скайуокере. Восхождение", вполне соответствуют этому наблюдению.
К примеру, если Джордж Лукас, склонный к мелодраматизму, создавал космическую оперу, то Джей Джей Абрамс, стремясь повторить ошеломляющий эффект "откровения", замешанного на вскрытии сложных семейных связей, уходит в настолько густые дебри латиноамериканского телесериала, что выпутаться из них даже преданным поклонникам "Просто Марии" будет непросто.
Также, чтобы в полной мере соответствовать ходам "Возвращения джедая", сталкивавшего "светлого" героя с "темным" императором Палпатином (Иан Макдердмид), "Скайуокер. Восхождение" этого императора, вроде бы как давным-давно уничтоженного, волшебным образом воскрешает (должен же кто-то электрические лучи из покрученных пальцев пускать). Оказывается, он долгие годы благополучно здравствовал, разрабатывая новые системы вооружений (теперь для уничтожения планет ему даже "Звезды смерти" не нужды), и готов нанести сокрушительный удар.
Добраться к его логову можно лишь с помощью волшебного GPS-навигатора, поисками которого и занята Рэй (Дэйзи Ридли), все еще пытающаяся разобраться с тем, как применять Силу, и узнать, кем были ее родители. Император, в свою очередь, с задачей убить направляет на ее поиски Кайло Рена (Адам Драйвер продолжает усердно играть его с выражением лица человека, страдающим многодневным запором).
Кадр из фильма "Звездные войны: Скайуокер. Восхождение"
Сакральные жертвы
Кроме "прямого" воскрешения мертвецов Джей Джей Абрамс организовывает "непрямое", давая возможность в разных формах попрощаться с полюбившимися героями, сгинувшими в предыдущих эпизодах. Ведь возвращение к истокам, предложенное новой трилогией, с самого начала предполагало необходимость раз за разом совершать сакральные жертвы тех, кто эти истоки создавал.
И если в "Пробуждении силы" такой жертвой стал Хан Соло, а в "Возвращении джедая" Люк Скайуокер, то в нынешней ленте ею оказывается принцесса (она же генерал) Лея. И это — никакой не спойлер, но оправдывающееся ожидание, поскольку Кэрри Фишер, игравшая героиню, увы, скоропостижно скончалась в конце 2017 года. Ее персонаж, прозрачно сотканный из ранее снятого, но не вошедшего в "Возвращение джедая", материала, играет достаточно важную, пусть и ожидаемо смазанную роль.
Новым же "знакомым лицом", которым радуют многолетних поклонников эпопеи, становится Лэндо Калриссиан в исполнении монументально застывшего (как-никак возраст), но все еще "упакованного" в яркий костюм и сверкающего улыбкой Билли Ди Уильямса. Подобный акцент на "ветеранах", усердно спекулирующий ностальгией, все же эмоционально оправдывает себя. К примеру, те малые дозы комического, которые изредка предлагает лента, связаны с традиционной комедией "Звездных войн" — "золотым" дроидом C-3PO, у которого не молчание, но слово — непредумышленное юмористическое золото.
Лэндо Калриссиан (Билли Ди Уильямс) в фильме "Звездные войны: Скайуокер. Восхождение"
"Сила так не работает"
Одной из лучших ироничных реплик "Пробуждения силы" были слова постаревшего Хана Соло, сказанные с характерным для Харрисона Форда кривой усмешкой: "Сила так не работает".
Они были обращены к юному Финну (Джон Бойега), который действительно не знал, что это за Сила и с чем ее едят (заматеревший герой, к слову, по ходу новой ленты становится генералом, что, впрочем, больше говорит об анархическом хаосе повстанческого движения, чем о его способностях).
Джей Джей Абрамс с тем, как "работает" Сила тоже не особо стремится разобраться. Ситуация неопределенности позволяют ему раз за разом совершать удивительные финты, давая Рэй (и, в меньшей степени, другим "носителям") пользоваться Силой, словно чудесной (и даже живительной) палочкой-выручалочкой. В итоге, Рэй и Кайло Рен не только общаются благодаря Силе на расстоянии, но и оперативно доставляют с ее помощью предметы. На этом построено много визуально выразительных, но несколько обескураживающих сцен, сочетающих разные миры в одном кадре.
Кадр из фильма "Звездные войны: Скайуокер. Восхождение"
Контролируемый хаос как метод
С изобразительной точки зрения "Скайуокер. Восхождение" вообще практически безупречен. Более того, в отдельных эпизодах кажется, что авторы сознательно пытаются придать фильму те пластические особенности, которые были характерны для лент Джорджа Лукаса сорокалетней давности, гармонично сочетая их с современными достижениями технологического развития визуальных эффектов (в сцене битвы на проржавевших руинах "Звезды смерти", например).
А вот повествовательной прямоты оригинала Джей Джей Абрамс избегает. Его картина перегружена событиями, деталями и сложно сочиненными сюжетными узлами, часть из которых он развязывает, часть — разрубает, а о некоторых (в том числе, первостатейных) — забывает вообще. Стихийность и скорострельная поверхностность торжествуют тут над внутренней цельностью и непротиворечивостью. Качественное художественное повествование всегда имеет пустоты, которые должна заполнить зрительская фантазия, перебросив мостки от намеков к выводам, однако "Скайуокер. Восхождение", пожалуй, даже слишком многое оставляет на ее откуп.
Поэтому от просмотра фильма вряд ли стоит ждать восхищенных прозрений в духе: "Как ловко!" Скорее, бомбардировка зрелищными, долго и громко играющими эпизодами подталкивает к тому, чтобы махнуть на эту несовершенную смысловую "вязь" рукой, игнорируя многочисленные натяжки (а вместе с ними и творческие озарения), рассматривая ленту, как бессмысленный, но приятный визит по местам боевой славы давно минувших "Звездных войн".
Сергей Васильев для delo.ua