Вирус развлечения: о комедийном боевике "Форсаж: Хоббс и Шоу"
"Форсаж", да не тот
В голливудском киносериале (чуть ли не киноэпосе) "Форсаж", рассказывающем о криминальном мире фанатов быстрой езды, которых любовь к машинам и скорости связала крепкими семейными узами, фильм Дэвида Литча является девятым по счету.
И в то же время первым в своем роде. Поскольку делает шаг в сторону от магистральной истории, разжигая в развлекательном костре искру взаимоотношений персонажей второго плана — американского спецагента Хоббса (Дуэйн Джонсон) и британского разведчика Шоу (Джейсон Стейтем), которые друг друга на дух не переносят.
Все самое важное в Telegram
Парад альфа-самцов
Их карикатурно колкие оскорбления и донельзя могучие игры мускулами были, пожалуй, наиболее привлекательным элементом восьмого "Форсажа", который вышел в 2017 году. Столь ярким, что главная звезда киносериала Вин Дизель даже воспрепятствовал тому, чтобы в финале был дан намек на будущее совместное приключение комического дуэта.
В отличие от реального конфликта Вина Дизеля с Дуэйном Джонсоном за первенство на съемочной площадке, которое омрачило работу над прошлым фильмом, нынешнее экранное столкновение альфа-самцов Хоббса и Шоу сознательно сохраняет аромат незлобивой подростковой перепалки, в которой "виртуозным" трюком считается налепить на спину противнику записку с надписью "Ударь меня".
С тем лишь отличием, что взрослые бритоголовые герои, старательно выговаривающие сложносочиненные оскорбления друг другу в лицо и фонтанирующие забавными репликами, способны прихлопнуть семерых одним ударом, что убедительно и весьма информативно представлено в трейлерах картины.
Семья, тачки и невероятное
Они намекают, а полнометражная лента бескомпромиссно подтверждает, что ее авторы мудро эксплуатируют и физическую рукопашную мощь героев, и их специфическую актерскую одаренность, которой весьма идут показательные гримасы крупных лиц, оттеняющие сценарное острословие.
Одновременно подтверждают они и то, что лента сохраняет традиционные для "Форсажа" ингредиенты. Шоу должен помочь сестре (Ванесса Кирби), которая завладела смертоносным вирусом. А Хоббс вынужден вернуться домой на Самоа, где и развернется финальная битва за ни много ни мало человечество. Без гонок на мотоциклах, спортивных авто, джипах и грузовиках, крушащих бетонные стены, само собой, не обойдется.
Еще одним важным и узнаваемым элементом художественного пространства картины станет преодоление барьеров человеческих возможностей, установленных физиологией и здравым смыслом. Если в "Форсаже 8" герой Дуэйна Джонсона голыми руками останавливал выпущенную подводной лодкой торпеду, то теперь с помощью тех же накачанных рук будет удерживать на привязи вертолет, пытающийся "упорхнуть".
Против Черного Супермена
Оправдать подобное становится возможным благодаря легкой тональности фильма, который изначально уходит прочь от реальности и до конца сохраняет эту дистанцию, и самому Дуэйну Джонсону, который заполняет постановочную иллюзию теплом своего гигантского тела.
Видимо, чтобы уровнять шансы и дать негодяям возможность продержаться хотя бы раунд, авторы "Хоббса и Шоу" ставят в их главе механически модифицированного и практически неуязвимого воина в исполнении Идриса Эльба, который не без пафоса именует себя Черным Суперменом.
По законам сериала негодяй оказывается частью болезненного прошлого Шоу и принадлежит к могучей секретной организации, собирающейся уничтожить значительную часть человечества; саму же организацию за один фильм уничтожить невозможно, что дарит гарантию продолжения истории. Впрочем, в том, что злодеи рано или поздно потерпят поражение, сомнений не возникает, что бы ни происходило на экране.
Привет из Припяти
И это не тот сюжетный секрет, который стоит бояться раскрыть перед просмотром картины. Ведь приоритетом авторов "Хоббса и Шоу" является демонстрация того, как все случилось, а не осмысление произошедшего или приведение событий к непротиворечивому знаменателю.
Эта установка на максимальную зрелищность, случающуюся вопреки законам логики, физики, собственно, вопреки всему, придает ленте оттенок бессмыслицы, ярким примером которого является тот факт, что часть ее действия решают разместить в Чернобыльской зоне.
После трансляции сериала HBO "Чернобыль" многие переживали из-за того, что снят он был не на территории Украины. "Чернобыльские" сцены "Хоббса и Шоу" вряд ли спровоцируют подобные плачи: остатки Припяти решительные герои разносят к чертям.
Неожиданные гости
Повторюсь, важной — удивительной — особенностью "Хоббса и Шоу" является то, что бессмыслица и невразумительность происходящего столь естественны, что не вызывают интеллектуального дискомфорта и нисколько не влияют на развлекательный потенциал картины.
Укрепляют в уверенности, что воспринимать происходящее следует исключительно с ироничным восторгом, и сюрпризные появления на экране персонажей Райана Рейнольдса (Дэвид Литч снимал его в "Дэдпуле 2") и Кевина Харта (он в паре с Дуэйном Джонсоном снимался неоднократно). Первого в фильме — больше, но миниатюра Кевина Харта — смешнее, до колик.
Создатели "Хоббса и Шоу" практически все 136 экранных минут ведут энергичное действие без пауз и остановок, продолжая его комедийными зарисовками и во время титров, и после них. Пожалуй, лишь к просмотру этих необязательных итоговых сцен следует подходить осторожно. Но только тем, кто не знает, чем закончился финальный сезон "Игры престолов". Одна из шуток будет как раз о нем.
Сергей Васильев для delo.ua