В сентябре 2014-го: об украинском военном детективе "Позывной Бандерас"
Фильм на Покров
Премьера картины "Позывной Бандерас", чье напряженное действие происходит на линии разграничения украинских войск и сил "Новороссии", поддерживаемых кадровыми российскими военными, неслучайно — и весьма разумно — приурочена ко Дню защитника Украины.
Таким же неслучайным было и появление в кинотеатрах год назад ко Дню независимости предыдущей ленты Зазы Буадзе "Червоный", повествовавшей о восстании заключенных воинов УПА в советском лагере. Ведь социальный и политический контекст в восприятии этих фильмов, дополнивших жанровые кинематографические ходы животрепещущей актуальностью, играет не последнюю роль.
Не допустить срыва перемирия
Сюжет детективной ленты рассказывает о том, как в сентябре 2014 года на Донбассе, после заключения перемирия, группа контрразведчиков во главе с капитаном Антоном Саенко — позывной "Бандерас" (Олег Шульга) — пытается предотвратить диверсию, которую готовит российский подрывник "Ходок", скрывающийся под личиной одного из украинских военных.
Если диверсия удастся — перемирию наступит конец. У Бандераса есть всего три дня, чтобы найти Ходока и пресечь его планы, в эпицентре которых оказывается родное село героя, горько оставленное им двадцать лет назад (как именно — показано в специальных сценах из прошлого). Авторы с грустной иронией назвали это село Веселое, хотя смеха в решительном фильме, в котором герой наперегонки со временем пытается предотвратить катастрофу, ожидаемо немного.
Между реальностью и телекино
Сценарий ленты написали опытные авторы телефильмов и долгоиграющих сериалов Сергей Дзюба и Артемий Кирсанов, основав его на дневниках бойца Национальной гвардии Сергея Башкова и рассказах воинов АТО. Это придало картине достаточно неожиданную форму, в которой непосредственно прожитую и профессионально воссозданную реальность войны, которую фиксирует оператор-постановщик Александр Земляной, раз за разом сменяют конвейерно, не всегда критично используемые телевизионные штампы.
Лента стартует, резко окуная зрителей в ужас гибридного конфликта, — сценой подрыва группой "кадыровцев" и "сепаров" маршрутного автобуса, который направляется в Веселое (их задача — обвинить в зверствах украинских военных и настроить против них местное население).
После чего — сходу перескакивает в "сериальный" мир — дорогие двухэтажные киевские апартаменты, декорированные стоящим в углу телескопом. Здесь Бандерас показательно быстро расстается с любимой (Юлия Чепурко), уходя в АТО, вопреки ее — чеканно русскоязычной — воле (язык является важной метой персонажей).
Позднее становится понятно, что эти две сцены происходят не параллельно и даже не последовательно, а в совершенно разное время. Но одинаково важны, потому что в кульминационный момент будут связаны в один, практически латиноамериканский узел. Девушка, волей авторов, тоже окажется рядом с Бандерасом на его задании — рядом с первой сельской любовью и другом (соперником) детства. И, конечно же, российским диверсантом, выявить и нейтрализовать которого и должен контрразведчик.
Во всем виноват телевизор
Испытав на себе влияние телевизора, авторы одновременно демонстрируют его роль в формировании сознания зрителей. Говорят персонажи "Позывного..." — и в первую очередь, конечно же, поклонники "русского мира" — в очень узнаваемой манере, усыпая речь пропагандистскими штампами российского ТВ про "бандеровцев" и "хунту". И подпитывая идеологические установки "терапевтическим" просмотром сюжетов про "распятого мальчика".
Подобное отравление телевизором столь велико, что символическим способом избавления от него становится разве что всепоглощающий огонь.
А его в "Позывном..." — немало, особенно в финале. Картина, уверенно развивая тему войны, пусть и сдерживаемую перемирием, оказывается уникально богата зрелищными пиротехническими эффектами (особенно по меркам отечественного кино), густо затягивая экран дымом и грохотом взрывов и пожарищ.
Стараются авторы обогатить и речь украинских военных, пусть и останавливаются где-то на полпути. К примеру, командир с позывным Батя во время своего первого появления на экране "отечески" запускает в свою громкую тираду большое количество матерных слов, вполне уместных в представленной ситуации. Однако, в дальнейшем, не смотря на то, что обстоятельства становятся все хуже и хуже, в значительной степени "опресняет" свои выступления.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Без лака, но в бронзе: о фильме "Тайный дневник Симона Петлюры"
Между Америкой и Россией
"Позывной..." является не только симбиозом реализма и телекино, но и своеобразной смесью голливудского жанрового кинематографа и советских российских традиций военных фильмов, которые раз за разом дают о себе знать. К американскому кино "тянутся" сцены физического действия, показывающие высококлассную подготовку Бандераса и его группы, в том числе во время живописного рукопашного боя, которому персонажи отдают предпочтение перед более эффективным, но пресно экономным "огнестрельным" решением боевых задач.
В то же время, сама история чем-то напоминает ленту "В августе 44-го" Михаила Пташука — о советских контрразведчиках, вычисляющих немецкого диверсанта в лесах Беларуси.
А начало "Позывного..." — с закадровым оглашением задания группы Бандераса, которая едет в авто в сторону Веселого, — и вовсе рифмуется с дебютными кадрами этого военного детектива 2001 года. Приходит на ум во время просмотра — скорей всего, незаслуженно — и сериал "Ликвидация" Сергея Урсуляка (часть действия "Позывного..." происходит в катакомбах).
Между героизмом и непрофессионализмом
Но в основном духом русского кино веет от той удивительной легкости, с которой авторы в угоду взвинчивания напряжения расправляются со своими собственными сценарными установками, в частности, связанными с высоким профессионализмом контрразведчиков, которые должны "просчитать" диверсанта. Их детективную мысль в "Позывном..." нередко подменяет рефлекторное действие, а строгость логики — следование на поводке мимолетной очевидности.
Эти недостатки не всегда бросаются в глаза благодаря:
- одновременно тонкой и предельно мужественной игре Олега Шульги, который убедительно создает на экране очень живой образ истинного Героя,
- напряженному сюжету, раз за разом ставящему подножки на пути персонажей (пусть и не всегда заслуженные),
- разговорчивой музыке итальянского композитора Франко Эко, которая, кажется, не замолкает ни на минуту, становясь чувственной кардиограммой представленных событий,
- а также возвышенному, очень позитивно американскому по своему духу, финалу, обращенному в будущее и утверждающему жизнь.
И, в то же время, если по завершении бега титров, медленно выдохнуть и просто сравнить достигнутый героями результат с задачами, поставленными перед ними в дебюте, то нельзя не поймать себя на обескураженной мысли, что авторы, казалось бы, эмоционально завершив картину громким аккордом, фактически, прервали "Позывной..." на полуслове, так со зрителями и не объяснившись.
Возможно, готовя таким образом плацдарм для новых лент о подвигах Бандераса. Их этот персонаж в исполнении Олега Шульги, безусловно, достоин.