В ЕС раскритиковали украинские законопроекты, возвращающие налог на производство упаковки
"Проекты законов №4835-д, предусматривающий высокие льготные тарифы для сжигания отходов и №6602 — не соответствуют обязательствам Украины по Соглашению об ассоциации", — говорится в сообщении Представительства ЕС в Украине в Facebook.
В ЕС отмечают, что политика в области переработки отходов в Украине должна отвечать иерархии отходов Евросоюза и сосредотачиваться на предотвращении и повторному использованию отходов.
Напомним, в апреле 2018 года заместитель главы фракции БПП Сергей Березенко называл указанные законопроекты приоритетными. Он отмечал, что №4835-д вводит предпосылки для использования отходов в качестве альтернативного источника энергии, и законопроект №6602 вводит европейские стандарты поведения и утилизации отходов.
"Для комплексного урегулирования также следует поддержать проекты №№ 4836 и 4837 по обращению с бытовыми отходами", — добавил он.
Хотя летом прошлого года Американская торговая палата в Украине, Европейская бизнес-ассоциация, Всеукраинская аграрная рада, Союз молочных предприятий, ассоциация "УкрПапир" и производственно-экологическое предприятие "Укрвторма" призывали инициаторов законопроектов №4835-4838 и №6602 отозвать их. Причиной называли то, что основная идея этих документов — введение налога на производство упаковки.
Читайте также: Дотационный и сверхприбыльный: Кто и как зарабатывает на мусоре в Украине
Внедрение европейских стандартов?
Среди инициаторов этих законопроектов, зарегистрированных в Раде летом прошлого года, члены разных фракций и групп — Александр Домбровский, Игорь Кононенко, Нина Южанина, Мустафа Найем, Дмитрий Белоцерковец, Анатолий Гиршфельд, Иван Крулько, Юрий Чижмарь и др.
Законопроектом №4835-д предлагается ввести "зеленый тариф" на электроэнергию из мусора и расширенную ответственность производителей упаковки за ее утилизацию. Согласно тексту законопроекта, "зеленый тариф" будет применяться исключительно к электроэнергии, производимой из бытовых отходов, которые до того прошли сортировку. Из таких отходов должны быть исключены опасные компоненты, а также материалы, пригодные для вторичного использования (пластик, стекло, бумага, металл).
Кроме того, документ предполагает, что производитель упаковки может самостоятельно организовать повторное использование упаковки, ее материальную утилизацию (использование как вторсырья), либо же уплатить экологический налог. При этом переработка/утилизация бытовых отходов выводится из-под государственного регулирования.
Законопроект №6602 предлагает вместо Государственного классификатора отходов запустить Национальный перечень отходов, который будет применяться в системе государственного статистического учета, других системах учета и паспортизации отходов; ведении реестров объектов образования, обработки и утилизации отходов, реестров объектов удаления отходов.