Ушей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима Бертона

06.04.2019 21:57

Ушей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима Бертона

Ушей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима БертонаУшей твоих очарованье: о детской фантазии "Дамбо" Тима Бертона

Повторение и переписывание пройденного

"Дамбо" продолжает долгоиграющую и коммерчески успешную программу Студии Уолта Диснея по превращению своих классических анимационных лент в игровые высокотехнологичные работы, в которых с помощью компьютерной графики фантастические образы становятся максимально реалистичными — ровно настолько, чтобы зрителям и додумывать ничего не пришлось.

Важная особенность новых — игровых — версий рисованных историй заключается также и в их смысловом осовременивании. Вот и приключения слоненка с большими ушами, который научился летать, родом из неполиткорректных 1940-х годов, студия адаптировала под новые общественные требования — в том числе к цирку, продемонстрировав, сколь негуманным является использование в цирковых программах слонов.

Тим Бертон приходит на помощь

Задачу рассказать обновленную историю поручили, пожалуй, главному фантазеру Голливуда — режиссеру Тиму Бертону, для которого не в новинку:

  • сотрудничать со Студией Уолта Диснея (это его пятый фильм для нее),
  • представлять на экране уникальных персонажей — изгоев, выбивающихся из общепринятой и нередко агрессивной серости (в таких изгоев, по большому счету, кроме Дамбо можно записать всю цирковую труппу, к которой он принадлежит),
  • усердно расцвечивать пространство картины образами, то и дело стирающими грань между вымыслом и реальностью,
  • и даже снимать цирк (к примеру, 15 лет тому он показывал его в фильме "Крупная рыба").

Самый обаятельный и привлекательный

Еще для творчества Тима Бертона обычно характерна некоторая мрачность, связанная с осознанием темных сторон бытия и неумолимой смерти. Однако в "Дамбо", решительно ориентированном на семейную аудиторию, как стрелка компаса — на север, дымки потустороннего практически нет, а мрак нагнетает разве что демонстрация неприязненного отношения к животным — само собой, временного.

Важной особенностью художественного повествования является и то, что животным предлагают сопереживать больше, чем отдельным индивидам.

Все потому, что компьютерная магия превращает бессловесного слоненка Дамбо в полноценного, бесконечно очаровательного героя, который стремительно взрослеет, демонстрируя и ранимость, и мужество, и смекалку: его обидная кличка — Глупыш — обидна именно потому, что он совсем не глуп.

Лозунги вместо слов

Также привлекательной чертой Дамбо является то, что он способен общаться с окружающими без слов — благодаря своему пронзительному взгляду, движениям хобота, улыбчивым очертаниям рта. Убедительное, исполненное смысла молчание миловидного животного выгодно выделяется на фоне тирад, которые, будто с трибуны пленума, провозглашает девочка Милли (Нико Паркер), которая учит Дамбо летать.

Категоричная интенсивность, с которой она сходу пытается убедить всех в своих способностях к наукам и нежелании выступать на арене цирка, выглядит неестественно и диссонирует с общей тональностью ленты. Особенно, учитывая то обстоятельство, что в первую очередь Милли бросает громкие слова в лицо своему скорбящему отцу (Колин Фаррел), только что овдовевшему и вернувшемуся с фронтов Первой мировой войны, на которых он потерял руку.

Команда мечты

Возникает ощущение, что Тим Бертон побыстрее хочет донести зрителям бесконечно правильную мысль о равноправии полов и эмансипации (столь характерную для новых фильмов Студии Уолта Диснея), чтобы в дальнейшем, не отвлекаясь на лозунги, сосредоточиться на сказке, в которой эта мысль находит свое полноценное — и намного более эффективное — воплощение уже благодаря зрелищному действию.

Раскручивать его маховик режиссеру помогают актеры, хорошо знакомые с его творческой манерой:

  • Дэнни Де Вито играет руководителя передвижного цирка, в котором на свет появляется Дамбо (в украинской версии фильма его своим узнаваемым тембром озвучил Богдан Бенюк, пожалуй, даже слишком талантливо: вроде бы на экране Дэнни Де Вито, но почти все время — Богдан Бенюк),
  • Майкл Китон, скручивая губы в хитрые многозначительные улыбки и сверля окружающих острым холодным взором, воплощает владельца масштабного стационарного цирка (целого развлекательного комплекса), который хочет переманить номер с летающим слоненком к себе,
  • а Ева Грин предстает в образе воздушного акробата из Франции, которая с Дамбо выступает в одном номере — под куполом цирка.

Музыка говорит

Еще одним многолетним соратником Тима Бертона, который принял участие в создании "Дамбо", стал композитор Дэнни Эльфман. Он пишет музыку для фильмов самобытного режиссера уже четвертый десяток лет, со средины 1980-х, и его роль в полноценном воплощении замысла новой картины недооценить, кажется, невозможно.

Музыке Дэнни Эльфмана свойственны предельные густота и насыщенность. Они превращают ее в своеобразную речь — внятную, недвусмысленную и очень эмоциональную.

Композиции берут зрителей за руку, словно малых детей, и ведут в необходимом для ленты направлении — и во время представления цирковых номеров, и в экстремальных житейских ситуациях, в которые попадают слоненок и компания.

Фантазия без магии

Все эти остросюжетные зрелищные ситуации воплощены с фантастическим размахом, создающим на экране удивительную иллюзию, в которой реальное и искусственное слиты воедино. И, в то же время, зачастую, из-за музыкальной и, главное, смысловой — "Как бы чего из этого не вышло!" — опеки, оказываются лишены должного нерва реальности, что делает фильм скорее теплым, чем по-настоящему горячим.

Вроде бы в нем есть все: и светлые чувства, и острые конфликты, и скорбь, и напряжение, и борьба за все хорошее и против всего плохого, в центре которой оказывается Дамбо и люди цирка, которые поддерживают его, демонстрируя свои лучшие качества... Но, в отличие от удивительного слоненка, фильму так никогда и не удается взлететь.

Источник

Читайте также