Украина может в пять раз увеличить использование шлаков при строительстве дорог
Украина может увеличить использование шлаков в дорожном строительстве как минимум в пять раз. Такой вывод сделал аналитик GMK Center Андрей Глущенко в своем исследовании для круглого стола "Техногенные отходы. Как увеличить использование промышленных шлаков в Украине".
В Украине насчитывается около 430 тысяч км дорог. Если ежегодно ремонтировать хотя бы 3 тысяч км (около 0,6% их количества), то потребление шлаков увеличится минимум до 5 млн тонн — это в пять раз больше, чем на сегодняшний день.
"Нам пора понять, что переход на использование шлаков вместо щебня и песка из карьеров — это вопрос государственной экологической политики. С другой стороны, важно, чтобы дорожные работы финансировались", – добавил Глущенко.
Как отличный пример применения шлаков для прокладки дорог аналитик GMK Center привел недавнее строительство участка улицы в австралийском Сиднее.
Самое важное в Telegram
Часть дорожного полотна австралийцы сделали из геополимерного бетона. Бетон изготовлен из смеси доменного шлака и золы от ТЭС. Пока участок дороги тестовый, и состояние полотна будут контролировать датчики. Если опыт окажется успешным, его применение будут расширять.
Фото: Sydney geopolymer
Другой пример тоже родом из Австралии — это кольцевая дорожная развязка Oak Flats Interchange в Новом Южном Уэльсе. На ее строительство ушло около 50 тысяч тонн шлаков. Проект осуществила австралийская компания ASMS, которая уже утилизирует до 1,2 млн тонн шлакосодержащих материалов в год.
Фото: Oak Flats Interchange
Потенциал Украины
Украина использует приблизительно вдвое меньше шлаков, чем другие страны мира. В 2018 году страна утилизировала менее половины шлаков от металлургического производства — 48% доменных шлаков и 37% сталеплавильных шлаков, привел данные Андрей Глущенко.
Украинские предприятия страны отправили на утилизацию лишь 4,9 млн тонн шлаков, или 45,5%. При этом 2,1 млн тонн пошло на производство цемента, еще 1 млн тонн — на дорожное строительство.
С другой стороны, наша страна может нарастить использование шлаков еще по двум направлениям: увеличить их долю в производстве цемента и за счет экспорта, считает аналитик GMK Center.
Сегодня украинские цементные заводы добавляют около 24% шлаков в свою продукцию. В то же время в мире доля шлака в составе цементных смесей, в том числе шлакопортландцемента, составляет от 35 до 95%. Кроме того, есть потенциал для увеличения загрузки украинских цементных заводов.
"Вырастет загрузка — вырастет и использование шлаков", — подчеркнул Андрей Глущенко.
Мировой опыт подтверждает эффективность использования шлаков в строительстве. Например, в Великобритании мост Королевы Елизаветы II построен с использованием 40 тысяч кубометров доменного шлака.
Мост королевы Елизаветы II (Великобритания)
На строительство здания и взлетно-посадочной полосы аэропорта Toowoomba Wellcamp Airport в Австралии ушло 100 тысяч тонн геополимерного бетона. Эта технология позволила сократить выбросы СО2 на 6,6 тысяч тонн.
Здание и взлетно-посадочная полоса аэропорта Toowoomba Wellcamp Airport, Австралия
Австралийцы гордятся и первым зданием, возведенным исключительно из экологических материалов. При строительстве здания Института глобальных изменений в штате Квинсленд в числе прочего были использованы балки из 330 кубических метров геополимерного бетона.
Здание Института глобальных изменений, Квинсленд, Австралия
Экспорт шлаков
В 2017 году Украина заняла 12-е место в мире по производству стали — и всего лишь 29-е по экспорту шлаков, утверждает Андрей Глущенко.
По его мнению, все дело в дорогостоящей логистике. Расходы на транспортировку шлаков могут доходить до 90% конечной цены.
"Экспортная цена шлака из Украины — $3,5/т. Поэтому нам интересны рынки с высокими ценами. Имеет смысл рассматривать рынки с ценой не менее $35/т", — считает аналитик GMK Center.
Такие деньги за шлаки платят на севере Европы (Великобритания, Швеция), Ближнем Востоке (Кувейт), в Северной и Западной Африке (Алжир, Гана, Кот д"Ивуар). Емкость рынков с ценой $35 и выше — до 1,4 млн тонн в год.
"В целом использование шлаков — это современная тенденция экономики замкнутого цикла и путь к более экологичному будущему", — подвел итог аналитик GMK Center.