Убийца — доктор: о детективе "Ножи наголо"
По следам Агаты Кристи
На следующий день после празднования его 85-летия, на котором присутствовали все члены многоголовой семьи, успешного автора детективных романов Харлана Тромби (Кристофер Пламмер) находят с перерезанным горлом.
Полиция считает, что он совершил самоубийство. Однако, знаменитый частный детектив Бенуа Блан (Дэниел Крэйг), нанятый неизвестным клиентом за большую сумму наличных, чтобы расследовать обстоятельства произошедшего, подозревает нечистую игру.
С серии интервью с колоритными членами семейства, каждый из которых держит несколько скелетов в шкафу, и примкнувшей к ним медсестрой Мартой Кабрерой (Ана де Армас), которая ухаживала за писателем и считается "почти что" членом семьи (по крайней мере, на словах), и начинается лента, успешно эксплуатируя излюбленные приемы детективных романов Агаты Кристи.
Кратко и по делу в Telegram
Американский экспресс
В этом смысле "Ножи..." напоминают недавнюю экранизацию знаменитого "Убийства в Восточном экспрессе", выполненную Кеннетом Браной — как своим вниманием к форме и материальным деталям прошлого, становящимся, по сути, полноценными персонажами, так и вниманием к персонажам из плоти и крови, которых воплощает на экране тщательно сформированный блестящий (и блещущий) актерский ансамбль.
В "Ножах..." дом писателя, под завязку наполненный курьезными безделицами, приобретает вневременные черты, которые сближают его с британской классикой, и, в то же время, оказывается тонко оттенен современными деталями, которых в мире Агаты Кристи не существует (мобильным телефоном Марты с живописно разбитым экраном, к примеру).
Но в первую очередь отличия проявляются на уровне характеров персонажей. Они дают не изысканный европейский филармонический концерт, но сходятся в громком американском цирковом "аттракционе", предлагая популярным актерам (Джейми Ли Кертис, Тони Колетт, Дон Джонсон, Крис Эванс и Майкл Шеннон) выгодно — и без особых хлопот, связанных с "ломкой" узнаваемых шаблонов, — проявить себя.
Кадр из фильма "Ножи наголо"
Рассказ и показ, правда и вымысел
Впрочем, главным, кто получает возможность выгодно проявить себя, становится сам Райан Джонсон. На классическом детективном фундаменте он возводит по-настоящему оригинальный фильм и, что самое главное, по-настоящему фильм — произведение, которое функционирует именно по законам кинематографа, в полной мере используя его потенциал создания фантазии, неотличимой от реальности, чтобы многократно запутывать зрителей, пытающихся разгадать криминальную шараду.
Эта игра правды и вымысла в полной мере проявляет себя в дебюте картины, когда каждый из гостей дня рождения рассказывает свою версию событий, которую тут же воплощают на экране убедительной сценой из прошлого, чтобы потом благополучно разбить вдребезги комментариями следующего гостя. В отдельных же случаях зрителям показывают то, о чем детективам не сообщают, тем самым будто давая фору в расследовании. Хотя, на самом деле, просто пуская по очередному витку лабиринта, увешанного кривыми зеркалами.
Детектор лжи и правды
Райан Джонсон не просто творит детектив, который сегодня почти целиком перешел из кинотеатров на малые экраны, но и уморительно иронизирует над ним. Путеводной нитью, позволяющей прорываться сквозь нагромождения обманов и интриг, он делает физиологию, наделяя Марту чудесной особенностью — когда она говорит неправду, ее рвет.
В итоге, "Ножи..." достаточно успешно справляются и с тем, чтобы связать многочисленные намеки в более-менее непротиворечивое объяснение, удовлетворяющее и зрителей, движимых желанием узнать, кто преступил закон, и тех, кого манили художественные эксперименты автора, раздвигающего жанровые рамки.
"Старик" Райан Джонсон и море
Во "Времятрясении" Курт Воннегут предположил, что Эрнест Хемингуэй в повести "Старик и море" аллегорически показал свои взаимоотношения с литературными критиками, которые, словно хищные акулы, набросились на его последний роман.
"Ножи...", исполненные острых многоголосых перепалок и коррозийных связей, пожалуй, тоже можно рассматривать в этом ключе — как своеобразный ответ Райана Джонсона всем тем, кто был недоволен его предыдущей лентой "Звездные войны: Последние джедаи".
Тогда ему здорово досталось за неканонический подход к космической саге. Однако, вряд ли на этот раз кто-то его за подобное творческое свободомыслие, которому он остался верен, ни смотря ни на что, упрекнет.
Сергей Васильев для delo.ua