Соглашение о ЗСТ между Украиной и Израилем — "перемога чи чергова зрада"?
Чего коснется Соглашение?
Соглашение о Зоне свободной торговли с Израилем охватывает только торговлю товарами. По мнению экспертов-экономистов, этого явно недостаточно, поскольку товарооборот между странами является сравнительно незначительным.
В частности, в 2018 году экспорт товаров в Израиль составил 580 млн 2 тысячи долларов США (1,2% от всего экспорта Украины), а импорт из Израиля — 212 млн 631 тысяч долларов США (0,4% от всего импорта Украины). Следовательно, предполагаемый прирост на 15% в следующие 5 лет кардинально не улучшит экспорт из Украины. Безусловно, намного больше перспектив в углублении сотрудничества между странами лежит в сфере либерализации услуг и инвестиций, однако они пока остались за кадром.
Тарифная либерализация
Украина и Израиль подготовили тарифные графики по сельскохозяйственной продукции и по промышленным товарам, предусматривающие следующие варианты либерализации:
1) немедленную отмену пошлин;
2) постепенную отмену пошлин (за 3, 5, 7 лет);
3) частичную либерализацию тарифов (постепенную или нет) на 15%, 20%, 25%, 50%;
4) установление тарифной квоты на импорт товаров.
Звучит красиво, но дьявол кроется в деталях! Согласно оценкам экономистов, Израиль отменяет ввозные пошлины на 80% украинских товаров в промышленном сегменте и всего лишь на 9% — в аграрном. Украина, в свою очередь, отменит 70% импортных пошлин на израильские промышленные товары и 6% пошлин — на сельскохозяйственные. А теперь посмотрим товарную структуру экспорта-импорта между странами.
Согласно официальной статистике Министерства экономического развития и торговли
Указанные диаграммы наглядно демонстрируют, что Украина de facto сможет меньше воспользоваться либерализацией, по крайней мере, в текущей структуре экспорта. Так, 56,2% украинского экспорта составляет АПК, получившее либерализацию только для 9% ввозных пошлин. В свою очередь, 95,1% всего экспорта Израиля составляет различная непродовольственная продукция, для которой мы либерализировали 70% импортных пошлин.
Ситуация в структуре экспорта из Украины в части промышленных товаров вряд ли в ближайшее время улучшится, поскольку техническое регулирование в Израиле для нас никто не отменял. Стороны договорились в этой части только о сотрудничестве и содействии…
Немного о тарифных квотах
Много вопросов также к тарифным квотам. В частности, они касаются многих украинских товаров, наиболее экспортируемых из Украины. Например, под тарифную квоту попала курятина:
Код |
Описание |
Ставка,шекель за кг |
Максимальный уровень, % |
Тарифная квота |
02071100 |
Не разрезанные на части, свежие или охлаждённые |
3,75 |
170 |
Совокупная тарифная квота 50 тонн для 02071100 и 02071300 |
02071200 |
Не разрезанные на части, мороженые: |
2,5 |
170 |
Совокупная тарифная квота 135 тонн + РНС-7,5% для 02071200 и 02071400 |
02071300 |
Части тушек и субпродукты, свежие или охлаждённые |
6,75 |
111 |
Совокупная квота 50 тонн для 02071100 и 02071300 |
02071400 |
Части тушек и субпродукты мороженые |
4,5 |
102 |
Совместная тарифная квота 135 тонн + РНС-7,5% для 02071200 и 02071400 |
Напомним, что в 2018 году только один МХП произвел 617 тысяч тонн!
Код |
Описание |
Ставка,шекель за кг |
Тарифная квота |
15121111 |
Подсолнечное масло |
7 |
Совокупная тарифная квота 2600 тонн для 15121111, 15121190, 15121921, 15121990 |
15121119 |
Другие |
0 |
0 |
15121190 |
Другие |
8 |
Совокупная тарифная квота 2600 тонн для 15121111, 15121190, 15121921, 15121990 |
15121921 |
Подсолнечное масло |
7 |
Совокупная тарифная квота 2600 тонн для 15121111, 15121190, 15121921, 15121990 |
Напомним, что в 2018 году в Украине было произведено 6,36 млн тонн подсолнечного масла!
Мораль сей басни такова…
Безусловно, либерализация двусторонней торговли очень важна, особенно с учетом того, что Украина присоединилась к международной конвенции Пан-Евро-Мед, позволяющей использовать диагональную кумуляцию при определении страны происхождения, и соответственно, есть возможность занять выгодное место под солнцем в цепочках добавленной стоимости. Однако заключение соглашений о ЗСТ не должно быть просто некой данью моде/самоцелью.
За каждым таким соглашением должен стоять огромнейший экономический анализ, отвечающий на вопросы: а целесообразно ли в принципе заключать договоры с отдельными странами; какие сферы должны быть охвачены таким соглашением; какие уровни либерализации экспорта очень важны нашему бизнесу и напротив, от какого импорта мы должны защищаться.
Безусловно, переговорные позиции должны согласовываться с бизнесом, поскольку именно ему необходимо будет работать в новых условиях. К сожалению, на текущий момент в данной коммуникации у нас много проблем. Очень часто слышим от бизнеса, что он узнает об условиях, на которых заключено соглашение уже на стадии, когда поменять ничего нельзя.
Поэтому мы и получаем то тарифные квоты, в принципе несоизмеримые с нашим производством, то не защищаем свое критическое сырье, как например: металлолом и необработанную древесину. Это можно решить только одним путем — необходимо разработать законодательство, подробно регулирующее взаимодействие бизнеса и государства в случае заключения новых договоров. Более того, к сожалению, многие наши бизнесы остаются все еще очень инертными и ждут милости от природы, что в современном мире очень рискованно…