План выхода из ЕС и кризис правительства Терезы Мэй: два года после референдума о Brexit
В понедельник, 9 июля, министр иностранных дел Британии Борис Джонсон принял решение пойти в отставку. Причиной ухода второго человека в правительстве стало несогласие с позицией Терезы Мэй по Brexit — Джонсон считает, что премьер-министр идет на слишком большие уступки по отношению к Брюсселю.
Джонсон стал третьим министром за сутки, покинувшим кабинет министров Мэй. Перед этим такое же решение приняли министр по вопросам Brexit Дэвид Дэвис и его заместитель Стив Бэйкер. И если Дэвиса заменили еще одним приверженцем идеи выхода Британии из ЕС Домиником Раабом, то внешнеполитическое ведомство возглавил проевропейский Джереми Хант.
Все это стало закономерной реакцией на презентацию правительством главных принципов Brexit. Тем не менее сама презентация была неизбежной — лавировать между поклонниками повторного референдума с перспективой остаться в Евросоюзе и сторонниками жесткого выхода стало очень сложно. Особенно учитывая низкие рейтинги нынешнего премьера и ее правительства.
adventus-tour.ru разбиралось, какие вопросы Brexit уже решены, где стороны не согласны, а также, какие сценарии дальнейших событий наиболее вероятны.
Новый план
Два года назад в Британии прошел референдум о выходе из Евросоюза, где с небольшим перевесом победил вариант Brexit. Несмотря на то что в ЕС это известие встретили с тревогой (тогда ожидали Frexit и ряд других выходов из союза), единая европейская позиция по основным вопросам выхода появилась в течении года.
В Британии все вышло намного сложнее. Сначала правительство Дэвида Кэмерона ушло в отставку, потом одни выборы переходили в другие, а ссоры по поводу условий выхода не прекращались ни на день. В итоге британский план по выходу из Евросоюза был представлен лишь 6 июля 2018 года, больше чем через два года после начала.
Сам план состоит из трех страниц и покрывает главные спорные моменты процесса выхода страны из Европейского Союза. Прежде всего, правительство определилось по поводу самого острого вопроса — единая таможенная политика Британии и Евросоюза остаются в силе. Это означает, что Британия не планирует покидать торговую зону ЕС, а также готова к унифицированной регуляции по всем видам товаров (включая особую для Евросоюза категорию сельскохозяйственных продуктов). В то же время Британия хочет сохранить за собой право пересмотреть политику регуляций в сфере торговли услугами, которые остаются важным источником экспорта страны. Новые правила свободной торговли согласно документу будут оформлены в соответствующий договор. Ранее подобный договор обсуждался и в ЕС, когда предлагалось создать с Британией зону свободной торговли по "украинскому сценарию".
Сохранение свободы перемещения товаров частично решает один из самых сложных вопросов — сухопутной границы Британии с Ирландией (в Северной Ирландии). Свободная торговая зона с Евросоюзом позволяет обойтись без возврата реальных границ между Ирландией и Британией, что могло стать возвратом к контрабанде и общему ухудшению мобильности населения на ирландском острове.
Тем не менее еще одна важная европейская свобода — свобода перемещения людей — остается под вопросом. Во многом проблема лежит в формулировке документа, где одновременно указано о возврате Британии "контроля за границами" и особого статуса для граждан ЕС. Фактически Британия согласилась на сохранение права на перемещение, работу и учебу для граждан стран ЕС при сохранении такого же статуса для британских граждан в Евросоюзе. В то же время миграционная политика по отношению к третьим странам будет решаться исключительно в Лондоне.
Также документ очертил позицию Британии по рамочным соглашениям внутри Евросоюза. Лондон согласился продолжить сотрудничество с ЕС по вопросам безопасности, а также синхронизировать свои действия в общих целях (вопрос гражданских прав, устойчивого развития). Однако Британия выходит из-под юрисдикции Европейского суда, хотя и не исключает разбирательств по европейским правилам в вопросах гражданских прав и свободной торговли. Наконец, Британия отказывается от членства в европейских представительских организациях и не собирается платить взносы в бюджет ЕС.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Крупнейший спонсор Brexit 11 раз встречался с российским послом — The Guardian
Сопротивление партии и Брюсселя
Однако утверждение плана это далеко не все. В конце недели Мэй обещала выпустить более широкий и подробный план, но он вряд ли улучшит ситуацию. Проблема заключается в том, что презентовать план не означает его полное принятие всеми сторонами. И если внутренняя оппозиция (преимущественно консервативное крыло партии Мэй и другие сторонники "жесткого выхода") могут лишь давить на правительство, то у Брюсселя остается право на последнее слово.
Европейские лидеры определили дедлайном октябрьский саммит, что значит — до этого времени ЕС и Британия должны прийти к общему видению процесса выхода страны. Но позиции Брюсселя гораздо прочнее, чем у Лондона.
Худшим вариантом уже два года по праву считается "выход без соглашения", то есть полный выход Британии из всех соглашений без предоставления альтернатив. Но если для ЕС такой сценарий будет болезненным, то для Британии и вовсе разрушительным.
Издание The Guardian предупреждает о правовой катастрофе — тысячи регуляций разных сфер окажутся вне закона если не принять альтернативные правки на национальном уровне, (это парламент физически не успеет за весь переходной период), или оставить действие части рамочных соглашений.
Такая же проблема и с политической частью диалога Евросоюза и Британии. Если Лондону необходимо показать, что решение покинуть союз было выполнено успешно, то Брюсселю, наоборот, важно показать всю сложность процедуры выхода как пример всем желающим повторить этот путь. Кроме того, остается чисто процедурная проблема — согласовать компромиссы 27 стран гораздо сложнее, чем позицию одной.
А спорные моменты, несмотря на компромиссный вариант Мэй, остаются. Выход из единого европейского рынка услуг оставаясь в едином рынке товаров выглядит не самым выгодным предложением для ЕС. То же касается и вопросов миграции — свобода передвижения остается в тех случаях, где она выгодна Лондону. Кроме того, остаются локальные споры с Ирландией по поводу нового вида границы и с Испанией на тему Гибралтара.
Но и внутреннее сопротивление грозит правительству опасными последствиями. Сохранить и без того шаткое большинство в парламенте практически нереально — консервативная часть партии составляет немалую долю мест коалиции в Палате общин. Это грозит правительству досрочными выборами — уже третьими подряд, что не укрепляет позиции партии власти.
Вместе с тем голосование по новому соглашению Зоны свободной торговли с Евросоюзом и вовсе выглядит невероятным. Фактически это сценарий одинаково непопулярный как среди сторонников сохранения Британии в ЕС, так и среди поклонников Brexit.
Читайте также: Британия будет вносить средства в бюджет ЕС до конца 2020 года
Когда будет выход из ЕС
В своем плане правительство подтвердило желание Великобритании покинуть Евросоюз до апреля следующего года, выставив четкий дедлайн в 29 марта. Идея с трехлетним переходным периодом остается, однако полностью будет раскрыта в более детальном плане. Такие даты соответствуют желанием лидеров европейских государств и Брюсселя — там надеются решить проблему Brexit побыстрее, чтобы лишиться хоть одного проблемного вопроса в повестке.
При этом скорость принятия решений за последние два года говорит о том, что намерение покинуть ЕС меньше чем за год — неоправданный оптимизм. Определение главных стратегических позиций каждой из сторон заняли немало времени, но и они могут пересматриваться в случае досрочных выборов или политического кризиса. В то же время остается вопрос плавного выхода Британии из европейских договоров, нормализацию внутреннего законодательства, которое при этом должно быть гармонизировано с европейскими партнерами. Более того, Британия за это время должна разработать свой вариант новой зоны свободной торговли, а также согласовать свое видение с ЕС.
Согласно данным аналитического отдела издания Bloomberg, главным итогом последних двух лет стало несоответствие страхов и реальности по поводу влияния Brexit. Хотя все с опаской ожидали моментальной катастрофы и эффекта домино по всему ЕС, в реальности процедура выхода утонула в политических разногласиях и бюрократии. И хотя главные риски считали экономическими, Британия до сих пор показывает экономический рост на уровне своих соседей-конкурентов. Основная же проблема остается политической, и новый кризис правительства ситуацию лишь ухудшит. И тогда до момента выхода Британии из ЕС у власти может оказаться другое правительство с совершенно иным планом.