О новом украинском кино,100-летие Бергмана и японской кинозвезде на ОМФК — Алик Шпилюк

09.07.2018 19:07

О новом украинском кино,100-летие Бергмана и японской кинозвезде на ОМФК — Алик Шпилюк

В пятницу, 13 июля, в Одессе в девятый раз откроется Odesa International Film Festival. Фестиваль начнется традиционно с красной дорожки и церемонии в Оперном театре. И продлиться до 21 июля — в этот день победителей наградят "Золотыми Дюками".

В этом году в конкурсных программах фестиваля 108 фильмов, — их отобрали из 1011 заявок, присланных из 95 стран. В главном конкурсе участвуют 12 фильмов из 19 стран (с учетом копродашна).

Посмотреть конкурсантов и фильмы из внеконкурсных и специальных программ сможет любой желающий, заранее купив абонемент, билет онлайн или непосредственно перед сеансом (правда на особо ожидаемые фильмы билетов в кассах может и не хватить не всех). В большинстве случаев это будут эксклюзивные показы, так как 90% фильмов в украинский прокат не выйдут.

  • В этом году Одесский кинофестиваль ввел новую билетную систему. Теперь зрители могут онлайн заказывать, покупать и возвращать билеты на фильмы. 5 грн. с каждого приобретенного билета пойдут в фонд "Таблеточки" и будут направлены на лечение онкобольных детей.

Фестиваль продолжит зрелищную традицию open-air показов на Потемкинской лестнице шедевров мировой киноклассики в сопровождении симфонического оркестра.

О том, какие интересные фильмы и яркие события не пропустить в фестивальном киноморе, delo.ua расспросило одного из самых сведующих в фестивальной программе людей - Алика Шпилюка, программного консультанта фестиваля, члена и эксперта Европейской киноакадемии и арт-директора Украинской киноакадемии.

Алик, в прошлом году было много фильмов, где главными героинями были женщины, исследовались перипетии их жизни. Причем, как отмечала директор фестиваля Юля Синькевич, получилось это не специально. В этом году можно увидеть такую общую тенденцию?

Формируя международную программу, мы специально обращали внимание, чтобы не было тенденциозности в подборе тем, чтобы было разнообразно

Географически тоже?

И географически, от Соединенных Штатов и Колумбии до Азии.

В этом году покажем фильмы, многие из которых уже получили почетные призы на международных фестивалях. Например, бельгийский фильм "Девушка" Лукаса Донта - обладатель "Золотой камеры" Каннского фестиваля за лучший дебют, а сыгравший в нем актер Виктор Польстер получил приз за лучшую роль в секции "Особый взгляд" ( И еще две каннские награды достались этому фильму о подростке-трансгендере — Queer пальма ( вручается фильмам ЛГБТ-тематики) и приз FIPRESCI (международной федерации кинопрессы - delo.ua).

Колумбийский фильм "Перелетные птицы" Чиро Гуэрры (о том, с чего начался колумбийский наркобизнес в 1970-х) открывал в Каннах секцию "Двухнедельник режиссеров". (Фильм этого режиссера "Объятья змеи" два года назад участвовал в основном конкурсе ОМКФ — delo.ua).

В этом году заметили, что в программе много длинных фильмов.

До трех часов?

До 3-х часов нет, но больше двух — половина программы, и, фактически, нет ни одного фильма короче часа тридцати пяти минут. В параллельных программах "Фестиваль фестивалей" и "Гала-премьеры" - тоже все очень солидно, победители и Канн, и Венеции, и Берлина.

Во внеконкурсной программе "Фестиваль фестивалей" будут показаны фильмы-участники международных фестивалей класса А:

  • "Семейное дело" Хироказу Корээда. Япония. "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля-2018.
  • "Холодная война" Павла Павликовского. Польша, Великобритания, Франция. Награда за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля-2018.
  • "Донбасс" Сергея Лозницы, Германия, Украина, Франция, Нидерланды, Румыния. Награда за лучшую режиссуру программы "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля-2018.
  • "Фокстрот" Шмуэля Маоза. Израиль, Германия, Франция, Швейцария. "Серебряный лев" — Гран-при Венецианского МКФ-201.
  • "3 лица". Джафар Панахи. Иран. Награда за лучший сценарий Каннского кинофестиваля-2018
  • "Донесения о Саре и Салиме" Муаяда Алаяна. Палестина, Нидерланды, Германия, Мексика. Специальное упоминание жюри за лучший сценарий и приз зрительских симпатий МКФ в Роттердаме-2018
  • "Молитва" Седрика Кана. Франция. "Серебряный медведь" лучшему актеру Берлинале-2018.
  • "Оскорбление" Зиада Дуэйры. Ливан, Франция. Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль Венецианского МКФ-2017.
  • "Сожжение" Ли Чхан-дона. Южная Корея. Приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля-2018.
  • "Слон, который сидит неподвижно" Ху Бо. Китай. Приз ФИПРЕССИ Берлинале-2018.
  • "Мектуб, любовь моя. Песня первая" Абделятифа Кешиша. Франция, Италия. Участник основного конкурса Венецианского кинофестиваля-2017
  • "Дочь моя" Лауры Биспури. Италия, Германия, Швейцария. Номинация на "Золотого медведя" за лучший фильм Берлинале-2018.
  • "Человеческий поток" Ай Вэйвэя. Германия, США, Китай, Палестина. Основной конкурс Венецианского МКФ-2017.

Во внеконкурсной секции "Гала-премьеры" ОМКФ покажут фильм "Человек, который убил Дон Кихота" Терри Гиллиама, который был фильмом-закрытием Каннского кинофестиваля-2018.

Подробная программа секции "Гала-премьеры"

О новом украинском кино,100-летие Бергмана и японской кинозвезде на ОМФК — Алик Шпилюк

Кадр из фильма "Человек, который убил Дон Кихота"

Фильмом закрытия ОМКФ станет лента французского режиссера Пьера Сальвадори "Освобожденные!" с Одри Тоту в одной из главных ролей. Картина получила награду Консорциума писателей и композиторов "Двухнедельника режиссеров" Каннского кинофестиваля-2018.

О новом украинском кино,100-летие Бергмана и японской кинозвезде на ОМФК — Алик Шпилюк

Кадр из фильма "Освобожденные!"

Я бы выделил, безусловно, программу "Израильский фокус", которая посвящена 70-летию государства Израиль. В ней есть фильм, посвященный эмигрантам из Советского союза, фильм, посвященный ортодоксальным евреям, фильм, посвященный судьбе женщины в израильском обществе. И отдельная история - фильм, посвященный эмигрантам из Эфиопии.

В то же время, в программе "Фестиваль фестивалей", показываем палестинский фильм "Донесения о Саре и Салиме" режиссера Муаяда Алаяна, своеобразно трактующий взаимоотношения евреев и палестинцев - израильских граждан. Эта лента получила на фестивале в Роттердаме приз зрительских симпатий и спецупоминание жюри за сценарий.

Еще бы отметил приезд особого гостя - Наоми Кавасэ, режиссера из Японии. Три года назад ее фильмом "Ан" (участвовал в конкурсной программе "Особый взгляд" в Каннах) закрывали Одесский фестиваль.

Наоми — самый выдающийся японский режиссер современности (в 1997 году она получила в Каннах "Золотую камеру" за лучший дебют - фильм "Сузаку", став самой молодой в мире обладательницей этой награды, а в 2007 - Гран-при за "Траурный лес"). Покажем пять ее фильмов. Это очень тонкое, абсолютно японское кино. Любителям японской культуры эти показы, думаю, нельзя пропустить.

  • Ретроспектива Наоми Кавасэ

Безусловно нельзя пропустить такое событие Одесского кинофестиваля, как показ на Потемкинской лестнице. В этом году, уверен, фильм порадует всех — это будет классика немой комедии "Безопасность в последнюю очередь" или "Безопасность прениже всего!". Многие наверняка помнят знаменитые кадры из этого фильма: человек висит на стрелке часов на башне. В этом году исполняется 85 лет выхода этого фильма на экраны и 125 лет Гарольду Ллойду, звезде немого кино, сыгравшем главную роль в ленте.

Бесплатные показы остаются в Зеленом театре?

Да. Хорошо, что у фестиваля в Одессе есть такая локация, как Зеленый театр - место с прекрасной атмосферой, где показываем самые популярные фильмы для широкой публики, в первую очередь для одесситов.

Там будет показ, посвященный памяти Киры Муратовой, недавно ушедшей от нас. Она была гостем практически всех Одесских кинофестивалей, где показывали и ее ретроспективы, и ее фильмы. На 5-ом ОМКФ ей вручили "Золотого Дюка" за вклад в развитие кино.

Там же будет показан, специально для одесситов, документальный фильм "Into_нация большой Одессы" - о тех одесситах, которые уехали по разным странам мира, и тех, что остались.

В этом году во время проведения Одесского кинофестиваля вся мировая кинообщественность будет отмечать 14 июля 100-летие со дня рождения Ингмара Бергмана. Что-то необычного приготовили?

14 июля у нас будет показ, с моей точки зрения, лучшего фильма Бергмана, - "Персона", снятого им в 1966 году. И это будет не просто показ. Его будет предварять фильм "Ингмар Бергман: Интермеццо". Эту документальную ленту снял мой давний друг, кинокритик, экс-директор Гётеборгского кинофестиваля Гуннар Бергдаль (мы с ним в свое время снимали фильм о Чернобыле "Голос Людмилы"). Он представит фильм, и в этот же день прочитает лекцию о творчестве Бергмана, с которым был близко знаком.

Несколько лет назад ты говорил, что украинских фильмов так мало, что сложно сформировать национальный конкурс. Особенно это было заметно в 2014, когда обещанное финансирование победителям питчингов было заморожено. Но в прошлом году впервые два украинских фильма были отобраны в международный конкурс, и они же автоматически попадали в национальный. В этом году уже такого дублирования нет. Почему?

В этом году хороших фильмов, из которых мы могли выбирать, было достаточно, так что решили не дублировать. Два фильма принимают участие в международном конкурсе игровых фильмов, пять фильмов (документальных и игровых) — в национальном, еще два - в конкурсе европейских документальных фильмов.

Чем сильны те два, что отобрали в международный конкурс?

В международном конкурсе будет фильм, который все с нетерпением ждут — это "Вулкан" Романа Бондарчука (Украина, Германия, Монако), мировая премьера которого состоялась в Карловых Варах — в конкурсе секции East of the West. А национальная премьера пройдет в Одессе (в прошлом году фильм стал победителем индустриальной секции Work in Progress ОМКФ).

Внимание к Роману Бондарчуку большое, потому что он автор громких документальных фильмов (таких как "Dixie Land", призер национального конкурса ОМФК в прошлом году, "Украинские шерифы", премия НСКУ, специальный приз жюри за лучший полнометражный документальный фильм от МФДК в Амстердаме (IDFA), "Євромайдан. Чорновий монтаж" и др.)

  • Трейлер фильма "Вулкан"

Второй украинский фильм в международном конкурсе ОМКФ — неожиданный. Это индийский фильм при участии Украины, называется "Три с половиной". Его режиссер Дарья Гайкалова живет в Индии и под псевдонимом Дар Гай снимает реально индийское кино, но при этом, она украинская гражданка и в свое время училась в Киеве. Очень приятно, что мы обнаружили нового художника, о котором раньше не знали.

На индустриальной секции она с украинским режиссером Викторией Трофименко и коллегой из Бельгии представит проект нового фильма, состоящего из трех новелл, действие одной происходит в Украине, другой — в Индии, третьей - в Бельгии.

В международном конкурсе европейских документальных фильмов - два украинских.

"Домашние игры" Алисы Коваленко (Украина, Франция, Польша) — это проект, за которым мы тоже долго следили. Трогательная история киевской девушки, которая живет в сложной семье, ей приходится бороться и за материальный уровень существования, и за членов семьи и в то же время она играет в женский футбол и пытается попасть в сборную Украины.

Вторую ленту — "Михаил и Даниил" — снял Андрей Загданский, бывший киевлянин, который давно живет в Соединенных Штатах. Короткую версию это фильма показали на Docudays UA как специальное событие, а полная версия, мировая премьера, будет показана на Одесском фестивале.

Режиссер прослеживает историю героев своего давнего короткометражного фильма, который он снимал еще на студии Кинохроника, об отце и сыне со сложной судьбой, которые сейчас живут в Чехии, поэтому эта такая европейская история.

Украинских фильмов стали снимать больше, а качество их меняется в лучшую сторону?

По-моему, очень.

В национальном конкурсе — пять фильмов. Чем каждый интересен?

Два фильма - чисто документальные. "Дельта" Александра Течинского, рассказывающий о современной жизни жителей дельты Дуная в Одесской области. Очень любопытная, очень тонкая картина.

Другой — "Гоголь док" Алисы Павловской - о фестивале ГогольФест, о том, что там происходит и как он создается.

Есть один фильм очень своеобразно соединяет игровое и документальное кино — "Тера" Никона Романченко. Его короткая версия "Поза зоною" была показана на фестивале "Молодость". А это полная версия, полнометражный фильм с выдающейся театральной актрисой из Львова Натальей Половинкой в главной роли.

И два, скажем так, чистых игровых фильма.

Один — дебютный фильм Марыси Никитюк "Коли падають дерева", премьера которого состоялась на Берлинском фестивале, все его ждут с нетерпением.

И, наконец, мировая премьера "Героя моего времени" Тони Ноябревой — ее полнометражный дебют.

  • Трейлер фильма "Герой моего времени"

И если говорить об украинском участии, плюс 13 коротких метров, тоже очень ярких.

Кроме того, откроет фестиваль "Женщина на войне" Бенедикта Ерлингссона (копродукция Исландии, Франции, Украины).

А программе "Фестиваль фестивалей" покажем "Донбасс" Лозницы, получивший приз за режиссуру на Каннском фестивале в секции "Особый взгляд" (копродукция Германии, Украины, Нидерландов, Франции и Румынии).

Помню, показ "Майдана" Лозницы в Одессе летом 2014 года и тогда многие восприняли фильм негативно. У "Донбасса" те же риски. К чему надо быть готовым зрителю? Надо что-то знать о специфике лозницевской режиссуры, например?

"Донбасс" — это то, что мы слышим каждый день, читаем каждый день, видим каждый день на телеэкране. Лозница просто инсценирует те истории, о которых все мы знаем.

Никакой подготовки не надо?

Надо просто подготовиться к тому, что это будет крайне неприятно и больно. Иногда будет кривоватая улыбка, потому что там есть, действительно, вещи, которые вызывают не то что смех, а именно ухмылку, до чего вообще могут скатиться люди. Я считаю этот фильм обязательным для просмотра любому человеку.

О новом украинском кино,100-летие Бергмана и японской кинозвезде на ОМФК — Алик Шпилюк

Назови одним словом твое ощущение от сегодняшней ситуации в украинском кино?

Тревожное ожидание…

Мы наблюдали за последние восемь лет явный рост государственного финансирования кино. В этом году эти финансы разделили — половина осталась, как положено, в Госкино, половина ушла в министерство культуры.

В результате, того, что выделено для Госкино, не хватает, чтобы запустить новые проекты - этого едва хватает, чтобы поддерживать те проекты, которые сейчас находятся в запуске. Кроме того, совершенно не понятна ситуация с финансированием на следующий год и с питчингом (конкурсом).

До сих пор не институализирована система формирования экспертной комиссии. В отличии от минкульта, где за месяц создали комиссию, объявили конкурс и сейчас комиссия уже рассматривает поданные проекты.

Разделение денег, как по мне, действительно тревожный звонок. Зачем делить? Как и формулировка "патриотическое кино" (таким фильмам выделяет средства Минкульт) …

Тем более, что в последние годы в конкурсах Госкино было отдельное тематическое направление ("Подвиг героїв, які віддали життя за Україну, та вшанування їх пам"яті").

О новом украинском кино,100-летие Бергмана и японской кинозвезде на ОМФК — Алик Шпилюк

Команда ОМКФ Алик Шпилюк и Юлия Синкевич (справа) приветствует Филиппа Ильенко, Госкино (слева) на открытии ОМКФ-2017

Самые главные события, повлиявшие на прорыв украинского кино?

Первое - существенное присутствие украинских фильмов на международной арене - на таких крупнейших фестивалях как Берлинский и Каннский. Причем участие в финансировании этих фильмов принимало государство, и были призы — "Женщина на войне" (приз за музыку "Недели критики" в Каннах), "Донбасс" (приз за режиссуру конкурса "Особый взгляд" в Каннах). Призы на Каннском фестивале — это всегда заметно.

Мирослав Слабошпицкий с "Племенем", получившим более пятидесяти международных призов, тоже внес свою лепту…

На Одесском кинофестивале отобран для участия в питчинге один из проектов, где Мирослав сопродюсер - это "Серафима" Марыси Никитюк по мотивам одноименного романа Олеся Ульяненко

Возвращаясь к главным событиям года…

Второе — год существования киноакадемии.

Зачем нужна киноиндустрии киноакадемия?

Вручение национальной кинопремии "Золотая Дзиґа" заметили в европейской кинематографической тусовке. Украинская киноакадемия стала полноценным членом FAN of Europe — Ассоциации национальных киноакадемий всех европейских стран, то есть влилась в европейский кинематографический контекст.

В мире сейчас много нового происходит с сериалами. На Одесском два года назад появились показы сериалов, а год назад - питчинг. Как будет продолжаться сериальная тема?

Сейчас эта тенденция - отдельные секции, посвященные сериалам - присутствует практически на всех фестивалях. Она отражает то, что происходит в кино. Такие компании как Netflix или HBO вкладывают в сериалы большие деньги, приглашаются режиссеры первого плана с громкими именами. Поэтому к сериалам во всем кинематографическом мире усиленное внимание. К ним уже не относятся как к чему-то второстепенному.

В Украине такая тенденция просматривается?

Мы никуда не денемся. Украинские режиссеры, известные в украинских кинематографических кругах, тоже обращаются к сериалам.

Одесский фестиваль продолжит внеконкурсный показ новых сериалов из разных стран, чтобы заинтересовать публику. В индустриальной секции во второй раз пройдет конкурс проектов будущих сериалов из Восточной Европы.

Много было подано украинских на конкурс?

Всего было подано около 30 проектов. Из них, думаю, больше половины было украинских.

Источник

Читайте также