Нужен ли успешному топ-менеджеру MBA
В начале ноября Harvard Business Review опубликовал традиционный ежегодный глобальный рейтинг 100 самых эффективных СЕО по итогам 2018 года. Управленцам, попавшим в список, удалось обеспечить стабильный рост бизнеса и эффективно противостоять воздействию внешних факторов. Проанализировав их профили, я обратила внимание, что в первой двадцатке степень MBA имеют лишь четверо, а в сотне — тридцать. Попробуем же разобраться и честно ответить на несколько вопросов об MBA.
Что движет потенциальными аппликантами на MBA?
Периодически к нам приходят кандидаты — взрослые состоявшиеся люди с определенной историей успеха — и озвучивают свое намерение учиться на MBA. Зачем — освоить новые сферы, обрести необходимые управленцу знания, получить билет на руководящую должность, совершить качественный рывок, выйти за пределы своего рынка, наладить международные контакты? Все звучит логично и достаточно аргументировано. Но вместе с тем присутствует и некий эмоциональный компонент — желание вернуться в студенчество и на время "выпасть" из рабочего ритма. И вот здесь нужно очень четко определить, а что же на самом деле толкает нас на программу MBA — рацио или эмоцио?
Профессионалам какого типа может быть нужен MBA?
Многие считают, и небезосновательно, что обладатели степени MBA могут претендовать на бОльшую зарплату. И действительно, согласно рейтингам зарплат, наемные менеджеры-выпускники МБА получают на 8-10% больше профессионалов, такого диплома не имеющих. Более того, в глобальных компаниях их гонорар растет ежегодно на 5-6%. Надо признать, что в каком-нибудь консервативном секторе или сегменте бизнеса МБА, как и 70 лет назад, — это гарантия долгой и успешной карьеры в корпорации до счастливого выхода на пенсию.
Другая категория — собственники бизнеса, которые идут на MBA с целью получить представление о современном глобальном/региональном бизнес-ландшафте, заполнить пробелы (если таковые имеются), разобрать несколько знаковых кейсов. Словом, почерпнуть что-то ценное для себя и с багажом знаний продолжить двигаться своим курсом. Для таких МБА — еще одна плоскость многогранника, возможность смотреть шире и копать глубже. При этом количество людей, которые бы после окончания MBA начинали собственный бизнес, увы, уменьшается. Это говорит о том, что программа дает стратегию и системность, учит планировать и играть по правилам, но никак не развивает способность мыслить out-of-the-box.
Что учитывать при выборе подхода к финансированию MBA?
Глобально, если корпорация направляет сотрудника на обучение в бизнес-школу MBA, это означает, что у неё на него планы. Кандидат рассматривается бизнесом как некий дорогой, но весьма перспективный инвестиционный проект, который насыщают определенными знаниями и навыками и в отношении которого формируют определенные ожидания — на среднесрочную перспективу и измеряемые в денежном эквиваленте.
Или же профессионал принимает решение инвестировать в себя и свое развитие. Очень хороший ход мысли, правильная аргументация. Но о чём надо подумать? Первое, это достаточно дорогостоящее образование, подразумевающее сопутствующие расходы на проживание и питание (если программа за пределами родной страны). Второе, это образование трудоемкое и затратное по времени — речь идет о годе в европейской и двух в американской школе. Эта денежно-временная инвестиция должна быть адекватной следующему запланированному карьерному шагу. И еще один немаловажный аспект, который следует иметь в виду, — на время учебы "студент" полностью выпадает из бизнес-среды, так сказать, ставит свой деловой компас в режим hold и оказывается вне сетки поиска хедхантеров и консультантов Executive Search.
Как определить подходящий формат и программу MBA?
Прежде всего, нужно понимать направление движения, а бизнес-школу выбирать в соответствии со спецификой выбранной индустрии. Если, например, для инвест-банкиров Гарвард является школой №1, следует поступать в Гарвард. Если есть намерение сделать карьеру в консалтинге — надо мониторить школы с соответствующим профилем. Буквально через три месяца обучения на программе MBA, к студентам начинают присматриваться потенциальные работодатели.
В случае если аппликант не хочет выпадать из среды, а продолжать работать на конкретном рынке и строить свою сеть контактов там, он может выбрать местный MBA. Но даст ли местная школа стратегическое видение, необходимые инструменты, кросс-культурные проекты и познания в инновациях и трансформациях? Очень большой вопрос. Скорее, может подойти другая альтернатива — онлайн-образование, доступное сегодня во многих ведущих бизнес-школах, включая топ-десятку.
Является ли MBA синонимом успешности в бизнесе?
Если проанализировать глобальные истории успеха, можно найти достаточно большое количество людей, которые вообще не имели высшего образования и при этом создавали невероятные компании и реализовывали невероятные проекты. Количество таких кейсов говорит о том, что наличие системного образования не предопределяет успех. Поднимать амбициозные проекты позволяет, скорее, определенный набор личностных характеристик менеджера — микс предпринимательства, лидерства, амбиций и желания изменить мир. Увы, такие качества не обрести на MBA, их не даст ни одна школа, ни привьет ни один коуч. Они либо есть, либо нет. Третьего не дано.