Не думай о миллисекундах свысока: о фильме "Операция "Колибри""

04.10.2019 18:34

Не думай о миллисекундах свысока: о фильме "Операция "Колибри""

"Мошенники" с Уолл-Стрит

Героями ленты канадского режиссера Кима Нгуйена становятся родственники, которые служат на Уолл-Стрит и решают основать собственное дело. Зовут их Винсент и Антон Зелеские. (В дублированном трейлере для русского кинопроката фамилию произносят "Зеленский" — политически актуально, но неправильно).

Холерически говорливый Винсент (Джесси Айзенберг) является организационным мотором проекта, находя для его реализации необходимые миллионы долларов и профессионалов, а молчаливый Антон (Александр Скарсгард), погруженный в технологические изыскания, — его мозгом. Он должен придумать, как увеличить скорость передачи информации, чтобы в результате можно было получать котировки фондовой биржи всего лишь за 16 миллисекунд — на одну миллисекунду быстрее остальных торговцев.

Все самое важное в Telegram

В описаниях фильма, которыми кинотеатры заманивают зрителей, акцент нередко делается на том, что герои затевают аферу. Это не так. Скорее, они ввязываются в гигантскую авантюру — в режиме полной секретности и в короткие сроки прокладывая "свой" оптоволоконный кабель из Канзаса в Нью-Йорк строго по прямой, игнорируя любые, природные и рукотворные, преграды. Но конкурентное преимущество, которое является итогом этой авантюры и даст им возможность зарабатывать на спекуляциях сотни миллионов долларов, — совершенно законно.

Кривой путь к мечте

Амбициозный замысел ожидаемо сталкивается с мириадой препятствий, преодоление которых становится важным материальным предметом повествования.

Винсент, кажется, не умолкая ни на миг, уговаривает инвесторов выделять дополнительные средства на текущие расходы, а владельцев недвижимости и земель — разрешать прокладывать кабель под их собственностью (соглашаются они не сразу). И вместе с бригадиром (Майкл Мандо) "гасит" непрекращающиеся фейерверки форс-мажоров, возникающие на пути следования оптоволоконной прямой.

Работы ведутся и в труднодоступных местах, охраняемых заповедных землях, чье извечное спокойствие еще больше подчеркивает истовость дельца с Уолл-Стрит. Оттеняет ее и уединенная сосредоточенность Антона, который в захламленном гостиничном номере пытается решить технологический ребус, без ответа на который проекту в миллисекунду наступит конец.

Не думай о миллисекундах свысока: о фильме "Операция "Колибри""

Палки в его колеса охотно вставляют и конкуренты. Бывшая работодатель Винсента и Антона Ева Торрес (Сальма Хайек, демонстрирующая решительную и всепобеждающе цепкую бизнес-хватку), выведав, чем занимаются родственники, стремится опередить их, заполучив желанное конкурентное преимущество себе. Играя по правилам и без, она преуспевает в этом занятии настолько, что "Операция "Колибри"" из истории двух Давидов, побеждающих биржевого Голиафа, рискует превратится в грустную повесть о болезненном падении лицом в грязь.

Актерский парад по авторским кочкам

Сюжетные кульбиты, которыми Ким Нгуйен подчеркивает несостоятельность героев, вызывают двойственные ощущения. С одной стороны, они вполне ожидаемы, направлены на дополнительное натяжение нерва интриги, необходимое для эффективного функционирования картины. И, в то же время, несут тяжелую печать экзистенциальной предрешенности, связанной с духовными мотивами ленты, поданными зрителям на драматургическом блюдце.

Ким Нгуйен предусмотрительно расставляет героям силки личных испытаний. У Винсента обнаруживаются проблемы со здоровьем, которые требуют столь срочного вмешательства, что он вынужден делать выбор между главным проектом своей жизни и, собственно, жизнью. Таким образом критика стяжательства и цифрового капитализма ХХІ века уступает место вечной теме — истории человеческого духа, который тщится утвердить свою бренную волю над хаосом бытия.

Горячечная одержимость, движущая Винсентом, отлично удается Джесси Айзенбергу, будучи одной из характерных черт его узнаваемого актерского профиля. Образ Антона, создаваемый Александром Скарсгардом, более оригинален. Обычно меланхолично сдержанный, в "Операция "Колибри"" он демонстрирует максимальное самопогружение, которое дополняет выразительными внешними трансформациями. Впрочем, не слишком жертвенными: декоративные лысина и очки лишь подчеркивают его естественную красоту.

Игнорируя цену времени

Актерские работы (и работа режиссера с актерами) являются наиболее сильными компонентами картины, которая, в целом, выходит неровной и ухабистой — под стать биржевой торговле и трудам по прокладке кабеля сквозь США.

Главный же парадокс "Операции "Колибри"", пожалуй, заключается в том, что, пристально считая вместе с героями миллисекунды, само экранное время как таковое Ким Нгуйен ценит не всегда, слишком щедро пользуясь им не только для формирования искомого интеллектуального и эмоционального эффекта, но и для неоднократного и необязательного повторения уже пройденного, которое не добавляет истории художественных смыслов.

Сергей Васильев

Источник

Читайте также