Нардепы присматриваются к цифровым услугам: каким будет "налог на Google" для украинцев
Верховная Рада собралась на пятую сессию. Планы у народных депутатов грандиозные — только во вторник, 2 февраля, в повестке дня стоит около полусотни законопроектов. Есть среди них и инициатива представителя фракции "Слуга народа" Данила Гетманцева по "налогу на Гугл". Он и еще шесть депутатами предложили собирать налог на добавленную стоимость с компаний, которые не имеют офиса в нашей стране, но предоставляют свои услуги украинцам.
Корреспондент adventus-tour.ru Илья Требор разобрал законопроект №4184, узнал у экспертов о его слабых сторонах и посчитал, сколько будут стоить электронные услуги после принятия документа.
Подпишитесь на канал DELO.UA
Идея собирать налоги с цифровых услуг не нова и даже нынешний парламент ранее пытался принять похожий законопроект. Сам Гетманцев регистрировал еще в 2019-м инициативу о введении НДС на цифровые услуги нерезидентов. Однако тогда документ не добрался до сессионного зала. Поэтому нардепам, уже минувшей осенью, пришлось готовить новый законопроект. В ноябре его рекомендовал принять профильный комитет, а в конце января 2021 года его внесли в повестку ВР.
В пояснительной записке к этому документу говорится, что введение особых правил начисления НДС для электронных услуг — обычная практика во всем мире. В пример приводится Европейский Союз, где законодательство позволяет обложить налогом электронные услуги по месту их потребления, а не месту предоставления. Также парламентарии напоминают о специальной системе MOSS (Mini One Stop Shop). Она позволяет компаниям декларировать и уплачивать НДС в стране потребления не регистрируясь там плательщиком налога в общем порядке.
Другой пример законодателей сосредоточен на правилах налогообложения в РФ. Там с 2017-го нерезиденты обязаны платить НДС с продажи электронных услуг: цифрового контента, услуг хранения и обработки информации, регистрации доменов и хостинга. При этом такие компании обязаны стать на учет. По данным народных депутатов, там уже зарегистрировалось больше 1,5 тысяч компаний. Сред них гиганты вроде Apple, Google, Microsoft, Netflix, Wargaming Group, Bloomberg и Alibaba.
Читайте также: Украинский налог для Apple, Google и Netflix: как изменятся цены на популярные сервисы
Гетманцев, аргументируя необходимость принятия законопроекта, настаивает: в Украине сложилась "совершенно непозволительная ситуация", при которой корпорации зарабатывают деньги на территории страны, но налогов в украинский бюджет не платят. Он добавил, что обсуждал инициативу с представителями Facebook и надеется продолжить с ними диалог по этой теме.
Чтобы исправить ситуацию с налогообложением в Украине, парламентарии предлагают поменять Налоговый кодекс. В документе идет речь об одиннадцати ключевых изменениях:
— Исключить из законодательства норму, по которой резиденты при выплате нерезидентам дохода за производство и/или распространение рекламы должны за свой счет оплачивать налог в размере 20% от суммы выплат;
— Четко определить: для документов, которые подтверждают факт поставки услуг и которые составлены в электронной форме, датой оформления считается дата его составления;
— Определить перечень электронных услуг;
— Освободить от НДС поставку электронных услуг, которые связаны с образовательными (учебными) ресурсами;
— Включить нерезидентов в список лиц, которые регистрируются плательщиками НДС;
— Установить правила определения места поставки электронных услуг в случае B2C (от бизнеса к клиенту);
— Установить форму и определенный порядок направления налогового уведомления нерезиденту;
— Определить упрощенную процедуру регистрации плательщика НДС для нерезидентов, которая позволит сделать это удаленно в электронной форме на специально разработанном веб-портале;
— Определить правила налогового учета НДС для нерезидентов, предоставляющих украинцам электронные услуги;
— Освободить от обязанности нерезидентов регистрировать налоговые накладные;
— Предусмотреть уплату налогового обязательства для нерезидента в иностранной валюте.
Читайте также: В Украине выросли местные налоги: сколько будут платить физические и юридические лица
В Главном научно-экспертном управлении аппарата ВР отмечают — чтобы принять взвешенное решение, нужно экспертное заключение Кабинета министров. В частности, Государственной налоговой службы.
Но вот у экспертов смешанное впечатление от нормы. Юрист фирмы Armadum Lawyers Богдан Багнюк говорит: в условиях развития цифровой экономики принятие такого законопроекта — своевременно. Организация экономического сотрудничества и развития давно уже рекомендовала внедрить цифровой налог и многие передовые страны пошли по этому пути.
"Исключение норм Налогового кодекса, по которым резиденты при выплате нерезидентам за производство и/или распространение рекламы, платили налог по ставке 20% от суммы за собственный счет — положительный момент для бизнеса. Ведь бизнес будет платить те же деньги, но дополнительно иметь возможность включить 20% расходов стоимости услуг себе в счет налогового кредита НДС. Если же говорить о рядовом потребители, то для него в этом случае ничего не изменится. Однако стоит ждать подорожания всех электронных услуг на 20%, поскольку НДС, как косвенный налог, платит конечный потребитель", — объяснил в комментарии adventus-tour.ru Багнюк.
Но при этом юрист рассказал о нескольких проблемных моментах инициативы. Во-первых, она не регулирует сектор бесплатных электронных услуг, где деньги получают исключительно за счет демонстрации рекламы. Учитывая нынешнюю редакцию законопроекта, такие услуги должны облагаться налогом как безвозмездно предоставлены. Во-вторых, само понятие "электронных услуг" сформулировано размыто и неконкретно. Это дает возможность правительству злоупотреблять толкованием этого определения в свою пользу.
Читайте также: Кредит за премиум-аккаунт на PornHub: каким МВФ видит будущее банков
В-третьих, на покупателей-субъектов хозяйствования будет возлагаться дополнительный долг в виде регистрации налоговых накладных. А в случае несвоевременной регистрации, могут даже применяться штрафные санкции по статье "Нарушение сроков регистрации налоговых накладных".
"Еще непонятно, как налоговый орган будет осуществлять контроль за интернет-сервисами, по превышению ними операций на территории Украины в размере больше 1 млн грн. Наконец, непонятно, как будет администрироваться налог, без наличия специального автоматического обмена информацией", — резюмирует Багнюк.
Адвокат фирмы "Грамацкий и Партнеры" Виталий Тымчук также отмечает общее положительное значение законопроекта для фискальной политики страны. Но называет документы "сырым" и указывает на целый ряд неточностей.
"И все потому, что международные цифровые гиганты осуществляют свою деятельность на территории Украины без регистрации постоянных представительств. Поэтому есть ряд факторов, которые мешают полноценному внедрению налогообложения их деятельности. В частности, к началу внедрения отдельного администрирования НДС нужно было вместе с правительством разработать соответствующее электронное обеспечение такого администрирования. Что, конечно, не было сделано. В противном случае мы получим ситуацию, идентичную внедрению электронной системы блокировки налоговых накладных, функционирование которой годами отказывало и подлежало постоянным, порой, необдуманным и поспешным, изменениям со стороны власти", — говорит он.
Читайте также: Сколько налогов платит каждый украинец
У эксперта вызывает вопрос и целесообразность отмены норм Налогового кодекса по которым налогообложение доходов, полученных нерезидентами в виде выплат за производство и/или распространение рекламы. Тымчук согласен, что в этом вопросе назрели реформы, но полностью исключения это положение нельзя — без введения альтернативного механизма такие услуги не будут облагаться налогом вообще.
Еще одной спорной новинкой адвокат называет пункт о посредничестве. Отметим, в законопроекте говорится: если электронные услуги на таможенной территории Украины поставляются физическим лицам через посредника, то в целях налогообложения считается, что посредник и является поставщиком электронных услуг. Введение подобного правила, по мнению эксперта, однозначно приведет к созданию схем минимизации налоговых обязательств с помощью предоставления услуг через посредника.
"На украинском рынке электронных услуг, в силу его малозначительности для международных цифровых гигантов, новые нормы законопроекта особого влияния сейчас не окажут. Конечно Apple, Google, Amazon, AliExpress и другие цифровые гиганты не снизят обороты наращивания присутствия, но украинский рынок не является приоритетным для них, чтобы бороться с нововведениями законодателя. Если же говорить о будущей стоимости этих услуг, то фактически платить введенное НДС будут простые граждане Украины", — резюмирует Тымчук.
Читайте также: Закон о медиа: что думают украинские конкуренты Netflix о нововведениях?
Чтобы понять как для украинцев изменится цена на цифровые услуги, можно привести в пример несколько самых популярных сервисов.
Если говорить о музыке, то: месячная подписка на одного пользователя в Apple Music подорожает со 140 до 168 грн; семейная подписка на интернет-сервис потокового аудио Spotify — с 226 грн до 271 грн; семейная же подписка на YouTube Music — со 119 грн до 143 грн. "Стандартный" аккаунт на самом популярном видео-стриминге мира Netflix будет стоить не 338 грн в месяц, а 416 грн. Премиум-аккаунт вместо 407 грн обойдется уже в 482 грн.
Если же говорить о хранении данных, то максимальный тариф для Google Drive (позволяющий увеличить места на облачном хранилище до 30 терабайт) подорожает с 8460 грн до 10 тысяч 152 грн.
Сегодня пока нельзя точно сказать, когда Верховная Рада проголосует за этот законопроект. Во-первых, у народных депутатов, как уже упоминалось выше, достаточно насыщенная программа на ближайшие дни, а во-вторых — прошлая попытка ввести НДС для нерезидентов, которые предоставляют цифровые услуги, не увенчалась успехом. Но, учитывая мировые тренды и упорство Гетманцева, украинцам скорее всего однажды все таки придется заплатить "налог на Гугл".
Илья Требор, специально для adventus-tour.ru