"И я того же мнения!": о фильме ужасов "Черное Рождество"
Кровавое Рождество
Действие фильма ужасов Софии Такал "Черное Рождество" происходит в американском колледже в канун Рождества. В ожидании праздника кампус потихоньку пустеет. Но не только из-за того, что большинство учащихся уезжают домой: студентки одна за другой бесследно исчезают (зрители знают — навсегда, поскольку на экране показано, как они, напуганные, становятся жертвами неизвестных в черных масках). Так происходит до тех пор, пока небольшая группа девушек, в сестринство которых проникают таинственные душегубы, наконец, не дают им отпор.
Известный сюжет
"Черное Рождество" сошло с конвейера плодотворного продюсера Джейсона Блума, специализирующегося на малобюджетных фильмах ужасов (малобюджетных по голливудским меркам, само собой; в Украине за 5 млн долл продюсеры готовы снять не камерное колюще-режущее кино с неизвестными актерами, но всамделишный блокбастер). Лента является переосмыслением (уже классического) одноименного фильма ужасов Боба Кларка 1974 года выпуска, к тому же — не первым (историю о студентках, становящихся на Рождество жертвами, уже переснимали в 2006-м).
Подпишитесь на канал DELO.UA
По мотивам #MeToo
Формальный смысл своего существования новая версия "Черного Рождества" находит в острых социокультурных конфликтах, которые сотрясают современное американские общество, и в немалой степени (а, может, и в первую очередь) американские университеты, бурлящие активистскими кампаниями за пересмотр исторических иерархий и переоценку классики, примеры которых приведены в картине.
Ее отправной точкой становится движение #MeToo, осуждающее сексуальное насилие и сексуальные домогательства, одну из причин которых усматривают в традиционных гендерных стереотипах. Героиню ленты Райли (Имоджен Путс) несколько лет тому опоил и изнасиловал старшекурсник. Она предала случившееся огласке, но ей никто не поверил. Теперь, когда с подругами случается беда, девушка находит мужество и силы противостоять агрессорам (само собой, исключительно мужского пола).
Вечный оппортунизм
То, как именно авторы берутся развивать актуальную тему, облачая ее в остросюжетную форму, заставляет вспомнить высказывание историка Томаса Карлейля: "Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи".
Вот и команда Джейсона Блума, скорее, говорит не #MeToo, но спекулятивно поддакивает: "И я того же мнения!", стремясь "программно" оседлать высокую волну актуальности в надежде, что она привлечет к фильму пристальный зрительский интерес и вынесет его на "кисельные" берега высоких кассовых сборов.
Убей (в себе) альфа-самца
Это выражается в той "большевистской прямоте", с которой организован художественный водораздел между добром (исключительно женским; в дебюте девушка, становящаяся жертвой, своим телом создает образ ангела на снегу) и злом (исключительно мужским, к тому же белым, гетеросексуальным и ориентированным на доминирование, заполняя все мыслимые ячейки в анкете "патриархального" агрессора).
И том, как авторы трактуют образы "попутчиков" — персонажей, сделавших шаг в сторону от предусмотренных им социальных ролей, — моментально лишая их всякого доверия (мужчинам его, впрочем, не жалуют изначально).
Без неожиданностей
Подобный "идеологически подкованный" подход, сближающий "Черное Рождество" с плохим советским кино, на корню уничтожает не только интригу (она изначально кажется рудиментарной, к тому же, в достаточной степени раскрыта в трейлере), но и характерное для фильмов ужасов нервное напряжение.
Его не особо повышают даже традиционные, казалось бы, безотказные приемы: сцены, в которых перед героинями внезапно появляется нечто, заставляя их (и зрителей, дополнительно "наэлектризованных" громкими звуками музыки) ахнуть, охнуть и вздрогнуть. При этом повествование лишено даже намека на юмор, его ведут с окаменевшим серьезным лицом.
Мастерство контрпрограммирования
Иронию можно найти разве что в том, что лента появилась в прокате аккурат в день Святого Николая. Несколько недель тому режиссер украинской христианской сказки "Просто чудо" Елена Каретник разочарованно сообщила, что кинотеатры ее тематическому "свято-николаевскому" фильму, предпочитают французскую вольнодумную драму "Мое жаркое лето с Софи" Ребекки Злотовски о девушке очень легкого поведения.
Предпочитают кинотеатры "Просто чуду" и "Черное Рождество", в котором вместо христианской морали — кровь, насилие, прогрессивная агитация за построение нового общества и даже немного "черной магии", а героини с жизненными вызовами отлично справляются своими силами, без помощи белых гетеросексуальных мужчин. Даже святых.
Сергей Васильев для delo.ua