Едко и метко: о фильме "Зомбилэнд: Двойной выстрел"
Несерьезная прелесть оригинала
Оригинальный "Зомбилэнд" Рубена Флейшера стартовал в кинотеатрах десять лет тому и в дальнейшем не раз провоцировал слухи о возможном продолжении — как в форме телевизионного сериала, так и нового полнометражного кино. Уж больно привлекательным был тот остроумный коктейль из комедии взрывных положений, ярких характеров, зомби-ужасов и стреляющего боевика, предложенный авторами, создавшими самобытное произведение на затертую заданную тему выживания на широких американских просторах во время нашествия зомби.
И, в то же время, все разговоры о новом "Зомбилэнде" не воспринимались до конца всерьез, ведь оригинал казался слишком невесомой жанровой безделицей, которая, по большому счету, никакого продолжения не предполагала.
Кратко и по делу в Telegram
Козырь необязательного продолжения
Необязательность нового фильма, производство которого было основано скорее на стремлении воссоздать уникальную атмосферу, а не рассказать связную историю, как ни странно, стала дополнительным художественным козырем, сыгравшим в пользу "Двойного выстрела".
И тем ключом, который позволил Рубену Флейшеру сходу освободиться от бремени ответственности за новый фильм, как самостоятельное и самодостаточное произведение (по крайней мере, той, которая проявляет себя на экране, вовне). Будто умывая руки, он демонстративно начинает ленту с перечисления того, чем лучше всего запомнился оригинал, столь самозабвенно, решительно и неуемно преумножая узнаваемые элементы, что зрителям не остается иного выбора, кроме как принять предложенные правила игры и просто этому знакомому и неновому радоваться.
Расправы, рассказы, иллюстрации
Краеугольными особенностями стиля "Зомбилэнда", о которых Рубен Флейшер напоминает в дебюте, являются:
– зрелищные расправы над многочисленными зомби (стартовая, но, само собой, далеко не единственная из них, снята под гремящую металлом композицию Metallica, смакуя кровавые эпизоды с помощью пафосных стоп-кадров),
– многословный невротический закадровый комментарий, проясняющий события и усиливающий их ироничный фон (за них отвечает герой Коламбус в исполнении Джесси Айзенберга, для которого состояние беспокойства является главной исполнительской чертой),
– визуальные текстовые акценты — надписи и заголовки, то и дело появляющиеся на экране, утяжеляя ощущение ненастоящего, столь важное для ироничного восприятия событий,
– а также "информационные" зарисовки, прямо не связанные с героями, но с максимально черным юмором иллюстрирующие отдельные аспекты апокалиптического бытия.
Семейный квартет
Кроме Коламбуса в "Двойной выстрел" возвращаются Таллахасси (Вуди Харрельсон, дающий экспрессивный бенефис с песнями и переодеваниями), Вичита (Эмма Стоун) и Литл-Рок (Эбигейл Бреслин). Они формируют гармоничный квартет — в меру эксцентричный, чтобы придать происходящему апокалипсису искомый комедийный оттенок, и, одновременно, психологически точный в воссоздании непростой динамики семейных, по сути своей, отношений.
Их зарождению была посвящена оригинальная лента. Теперь же Роберт Флейшер следит за ними в развитии, отмечая вехи конфликтов, расставаний и воссоединений "отцов" и "детей" (Таллахасси и Литл-Рок) и "мужей" и "жен" (Коламбус и Вичита), происходящие на фоне нашествия и последующего истребления зомби.
Съемочная группа на премьере "Зомбилэнд: Двойной выстрел". Фото: bhfilms.com
Съемочная группа на премьере "Зомбилэнд: Двойной выстрел". Фото: bhfilms.com
Образы и карикатуры
Профессиональное мастерство авторов "Двойного выстрела" дает о себе знать долгоиграющим вниманием к деталям, с помощью которых они выявляют особенности характеров героев, превращая, на первый взгляд, поверхностные шаржи в полнокровные, пусть и остроугольные, образы.
Правда, выглядят они столь живо также благодаря контрасту с "загримированными" зомби и в сравнении с карикатурными персонажами второго плана, которые (в отличие от оригинала, где герои были единственными выжившими) появляются на экране в избытке: блондинкой в розовом (Зои Дойч), хипстером (Эвана Джогиа), целой коммуной хипстеров и даже "ксерокопиями" Таллахасси и Коламбуса в исполнении Люка Уилсона и Томаса Миддлдитча.
Быстрее, выше, сильнее и саркастичнее
Подобным показательным "ксерокопированием" авторы не только обыгрывают "двойку" в названии ленты, но и доводят до веселого абсурда выполнение тех правил, на которых обычно строят фильмы-продолжения. Они строго следуют заветам оригинала (сюжетная канва "Двойного выстрела" повторяет излучины "Зомбилэнда"), усиливают яркость и масштаб тех художественных элементов, которые уже принесли им успех (в частности, в финальном акте истребления зомби в коммуне "Вавилон", заменившей парк аттракционов), но при этом самокритично высмеивают свои действия.
И в этой готовности смеяться, не тушуясь перед рисковыми, раскованными, нетактичными, черными, кровавыми, грубыми и даже потенциально оскорбительными шутками (отлично адаптированными в дубляже с учетом украинских культурных реалий), они оказываются приятно старомодными, выбиваясь из череды новых американских комедий, "отутюженных" политкорректностью.
Титры имени Билла Мюррея
Неудивительно, что "закрывать" картину — в "бонусных" сценах во время и после титров — авторы "Двойного выстрела" приглашают легендарного мастера самобытной комедии Билла Мюррея. Вернее, возвращают его на экран, ведь актер, играя самого себя, был одним из ключевых персонажей "Зомбилэнда". За несколько коротких минут Билл Мюррей с уставшим хладнокровным лицом и безусловной творческой легкостью напоминает, почему им так восхищались и герои, и зрители, делая контрольный комедийный выстрел и попадая точно в цель.
Сергей Васильев для delo.ua