Cистема управления инновациями: что приводит компанию к успеху?
Термин "интрапренерство" появился в 1980-х годах, и представлялся как универсальное решение для стимулирования инноваций в компаниях, пишет Harvard Business Review. Интрапренеры представлялись как мятежники, нарушители правил и пловцы против корпоративного течения. С одной стороны, такое представление может выглядеть очень заманчивым, с другой — это не слишком эффективный способ стимулировать инновации. Многолетние исследования инноваций в крупных компаниях показывают, что успешный интрапренер часто всего лишь миф, а не реальность.
Опыт типичного интрапренера — это, скорее не опыт Спенсера Силвера, который разработал листочки Post-It, а больше опыт Стивена Сассона, инженера Kodak, который изобрел портативную цифровую камеру. Теперь уже мы знаем, что вместо того, чтобы продвигать Kodak в будущее, цифровая камера стала огромной упущенной возможностью компании.
Опыт Сассона в Kodak показывает, что ни один человек, каким бы блестящим он ни был, не может в одиночку превратить инновации, меняющие правила игры, из идеи в реальность. Инновации должны поддерживаться всей системой, структурами компании и корпоративной культурой, которая взращивает инновационные идеи и продукты. Компании должны институционализировать инновации, а не ждать, что они просто выплывут изнутри организации, действующей по существующим стандартам.
В первую очередь инновации должны быть признаны постоянной функцией успешной компании, как и другие бизнес-функции, такие как бухгалтерский учет, операционная деятельность, продажи и финансы. Трудно представить себе крупную компанию без отдела маркетинга, но менее 50 лет назад маркетинга как бизнес-функции, как профессии не существовало. То же самое относится и к инновациям сегодня. Если компании хотят постоянно внедрять инновации, им нужны квалифицированные специалисты в этой области для выполнения функций открытия, разработки, инкубации, развития и масштабирования.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как повысить эффективность команды: три совета из Силиконовой долины
Такое инновационное подразделение не может быть отделено от остальной части бизнеса. Инкубаторы и инновационные лаборатории компании, которые изолированы от остальной организации, как правило, достигают ограниченного успеха, потому что отключены от более крупной системы. Инновации, изменяющие игру, требуют целостного подхода в организации.
Исследования инноваций компаний из списка Fortune 100 показывают, что для разработки, инкубации и масштабирования прорывных инноваций, организациям нужная общая система управления инновациями, включающая следующие основные элементы:
- лидерство и инновационная культура, развивающая желание достигать свершений;
- общесистемные ресурсы;
- четкий и понятный процесс управления;
- возможности для прорывных инноваций;
- инклюзивная организационная структура с взаимодействием между различными частями компании, включающая в себя:
- процессы и инструменты;
- метрики и вознаграждения, необходимые для инновационных циклов, которые занимают больше времени, чем внесение дополнительных инноваций в продукт;
- навыки и таланты, которые отличаются от традиционных R & D.
В разных компаниях, создающих прорывные инновации, эти элементы взаимодействуют по-разному. Но у них есть одна общая характеристика — это желание создать структуру, в которой инновации являются функциональной частью деятельности компании, и а специалисты в области инноваций постоянно развиваются.
Компании должны создавать инновационные карьеры, а не просто инновационные рабочие места. Концепция интрапренерства понимает важность людей, но фокусирует свои надежды на гения, которого однажды осенит гениальная идея, и он выведет всю компанию на новый невиданный уровень. Вместо того чтобы ждать гениального озарения, нужно начать думать об инновациях как о потенциале, который нуждается в поддержке всей организации. Также как бухгалтерам и менеджерам по работе с персоналом, специалистам в области инноваций нужны четко определенные рабочие места, обязанности, стимулы к производительности и карьерные возможности, а также поддержка в обучении и развитии.
Интрапренерство может сработать, а может и не сработать (что происходит гораздо чаще). Единственный реальный способ создать прорывные инновации — разработать и внедрить стратегический план для профессионализации и институционализации инноваций в компании.