Буксирный рынок Украины в ожидании санкций СНБО
9 октября у прокуратуры Одессы состоялся протест против беззакония в морских портах. Как заявляют активисты, совместными усилиями местных коррупционеров и россиян безопасность на стратегических для государства объектах была существенно снижена: с весны 2019 года порты подвергаются рейдерской атаке, в которой используется ресурс страны-агрессора.
Доля экспорта, прежде всего руды и зерна, в ВВП Украины превышает 30%, и более 80% всех грузов отправляются из нашей страны по морю. При шатком состоянии украинской экономики нарушение бесперебойной работы портов и прекращение поступления экспортной выручки мгновенно спровоцирует глубокий финансовый кризис. Во время войны это поставит под сомнение само существование государства.
Подпишитесь на канал DELO.UA
Не нужно бомбить, ставить мины, блокировать катерами. Порт — очень сложный механизм, который можно сломать, повредив одну деталь. Особенно, если речь идет о такой важной детали, как буксирные проводки, гарантирующие безопасный прием крупнотоннажных судов. Именно в эту точку бьют организаторы преступных схем, в которых вольно или невольно в интересах РФ действуют украинские депутаты и должностные лица.
Отраслевые журналисты говорят о существовании при Министерстве инфраструктуры "теневого кабинета". Помимо министра Владислава Криклия, ключевыми участниками "кабинета" называют председателя комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и инфраструктуры Юрия Киселя, а также членов этого комитета Игоря Негулевского и Игоря Васильковского.
До сих пор самой популярной схемой портовых рейдеров было создание фирм-прокладок без собственного флота. При помощи административного ресурса они за бесценок получали в аренду государственные буксиры и заказы от владельцев грузовых терминов.
В отличие от Южного, использовать арендованные у государства буксиры в порту Черноморска в 2020 году не получилось из-за отпора профсоюзов. Чтобы получать заказы, фирмы-прокладки "НИК-ФЛОТ" и "Украинская буксирная компания" предлагали грузовладельцам демпинговые цены на проводки, и это угрожало доходам государственного портового предприятия. Тогда схематозники перегруппировались, применили еще более наглую схему и завели в Черноморск российские буксиры DIAMOND N и TOPAZ N. Формально они числятся собственностью гонконгской компании Henford Logistics Ltd., но та, в свою очередь, принадлежит ОАО "Флот НМТП" из группы компаний "Новороссийский морской торговый порт". Теперь депутаты украинского парламента давят на собственников грузовых терминалов с целью обеспечить новороссийские буксиры заказами.
Ответственность за этот случай вместе с "теневым кабинетом" Киселя, Негулевского, Васильковского делит целый ряд ведомств, отвечающих за экономическую безопасность Украины и противостояние стране-агрессору. Группа компаний "Трансшип" бизнесмена Андрея Иванова, планирующая эксплуатировать буксиры DIAMOND N и TOPAZ N в Черноморске, должна была еще несколько лет назад попасть под санкции за работу в аннексированном Крыму. Известно, что Иванов зарегистрировал в Крыму компанию в 2015 году, уже после захвата полуострова Российской Федерацией. Ежегодно суда "Трансшипа" проводят там сотни швартовых операций. А страна-агрессор регулярно получает сотни миллионов за аренду буксиров и другого флота.
"Мы написали заявления в СБУ, заявление лично президенту Зеленскому, как главнокомандующему, о том, что в акватории Украины, где базируется наш флот, находятся российские буксиры. Это настолько дикий и вопиющий факт, что мы считаем, что с ним должны разобраться правоохранители", — заявил 9 октября организатор протеста около прокуратуры Одессы, глава Совета общественной безопасности Марк Гордиенко.
Согласно имеющимся в распоряжении редакции документам, обращение по факту стоянки российских буксиров в Черноморске уже рассматривали на совещании у премьер-министра, в Национальной полиции и СБУ. Финальное решение об использовании "специальных экономических и ограничительных мер (санкций)" будет приниматься в СНБО. По последним подсчетам, в санкционном списке числились 230 украинских компаний. Если к ним присоединится "Трансшип", это может означать замораживание активов компании, остановку выполнения любых финансовых обязательств, ограничение торговых операций, запрет на вывод средств заграницу. В таких условиях компания не сможет больше исполнять свои обязательства перед грузовладельцами, даже если в срочном порядке избавится от российских буксиров.
Впрочем, участники рынка сомневаются, что даже показательное наказание "Трансшипа" приведет к нормализации обстановки на буксирном рынке. Беспредел, отмечают они, будет продолжаться, пока он крышуется и управляется на уровне профильного министерства и Верховной Рады.