Более половины нашего дохода составляет фиксированная телефония — Vega Telecom
Как трансформировалась компания Vega за последние два года?
Прежде всего изменилась организационная структура управления компанией: вместо филиальной структуры, которая дублировалась на местах, была внедрена функциональная. Многое было передано на аутсорс, что не только сократило расходы, но и увеличило эффективность работы. Также появились новые подразделения: по обеспечению дохода, по борьбе с мошенничеством. Практически все основные бизнесообразующие подразделения — техническое, коммерческое и финансовое — были преобразованы, чтобы соответствовать быстрым изменениям в телеком-отрасли.
В компании было введено ежемесячное скользящее планирование затрат. Бюджеты стали заносится в ERP-систему (SAP), что позволило оперативно управлять затратами в реальном времени.
Ежегодный независимый аудит, проводимый последние два года, показал, что компания движется правильным курсом.
Кроме того, у нас внедряются европейские подходы к ведению бизнеса. Исторически Vega — это телеком-оператор с большой долей доходов от фиксированной телефонной связи. Технологически она устарела, и абоненты постепенно отказываются от нее. Поэтому мы находим и предоставляем клиентам услуги, в которых они нуждаются: это скоростной интернет, цифровое телевидение, видео по запросу, цифровой голос и управление телефонией для бизнеса. Мы запустили ряд мобильных приложений, позволяющих абонентам пользоваться нашими услугами вне нашей сети.
За последние пару лет все ключевые показатели прибыльности и эффективности деятельности компании существенным образом выросли. Так, за прошедший год показатель EBITDA значительно увеличился. Начиная с 2016 года Vega, согласно данным международного учета, остается стабильно прибыльной компанией.
Какова структура доходов компании за 2017 год и во что планируете инвестировать в 2018-м?
У нас сбалансированная структура доходов: треть дают физлица, треть — корпоративные клиенты и треть — межоператорский бизнес. Более половины дохода — от фиксированной телефонии. Доля телефонии в доходах от населения падает из года в год, но мы перекрываем ее продажей интернета и цифровых услуг.
Vega активно инвестирует в то, что будет пользоваться спросом и в будущем — в широкополосный оптический интернет, цифровые услуги и решения для населения и бизнеса. Одним из примеров является виртуальная АТС, когда бизнес-пользователь не просто получает набор каналов связи, но также инструменты мониторинга и управления.
Еще одно важное направление инвестиций — это модернизация базовой и транспортной сети. За последние три года мы осуществили несколько крупных проектов по модернизации инфраструктуры совместно с крупнейшими мировыми поставщиками телекоммуникационного оборудования. Эти инвестиции повысили надежность оборудования, увеличили пропускную способность и возможность предоставления услуг. В 2018 году мы продолжаем начатое и планируем запустить проект, который позволит осовременить центральный программный коммутатор. Это повысит надежность нашей базовой сети, даст возможность предоставлять дополнительные цифровые услуги и позволит сократить ОПЕКС.
Сейчас среди телеком-операторов big data — один из трендов. Работает ли Vega с этим направлением и как планирует его развивать?
Мы понимаем ценность аналитических и статистических данных и работаем с ними. В 2016 году в компании создано отдельное направление стратегического планирования и аналитики, обрабатывающее тот массив данных, который наша компания собирает и хранит на своих серверах. На основании этих данных создается управленческая отчетность и строятся различные модели. Одна из последних моделей предсказывает отток абонентов: она прогнозирует, на основании десятков параметров поведения абонентов, кто из них склонен уйти в отток либо приостановить услуги. На основании этих данных проводится проактивная работа: мы связываемся с этими абонентами, узнаем их уровень удовлетворенности и стараемся изменить ситуацию.
Мы планируем развивать это направление. Статистических данных становится больше, поэтому мы стараемся повышать эффективность работы с ними: строим новые модели, ищем новые подходы работы. При этом используем те инструменты, которые существуют у мировых лидеров, например, Oracle BI, на основании которых мы строим дополнительные аналитические модели для себя.
Какие технологии в ближайшем будущем будут задавать тон в развитии телекома?
Несмотря на то что Vega традиционно была фиксированным оператором, наши амбиции выходят далеко за рамки фиксированного бизнеса. Мы разрабатываем стратегические планы по участию и на беспроводном рынке, так как в перспективе ближайших 5-10 лет большинство потребностей массового сектора будут решаться через беспроводные технологии. Мы планируем присутствовать на этом рынке и предоставлять свои услуги именно через эти технологии.
Второе направление — наше традиционное: фиксированная технология. Крупному бизнесу требуются мощные оптические сети. Понимая это, мы делаем серьезные инвестиции в развитие нашей опорной магистральной сети.
Чтобы соответствовать запросам рынка и растущим потребностям клиентов, постоянно расширяем свои пропускные способности, строим новые оптические каналы передачи данных.
Говоря о стратегии, вы решили остановиться на В2В-секторе. Какие продукты вы готовы предложить? Как будете конкурировать в данном сегменте с другими операторами?
Действительно, Vega сегодня является одним из лидеров на телеком-рынке по предоставлению услуг для бизнес-клиентов. Мы планируем и дальше совершенствовать это направление. Последние два года предлагаем новую услугу — аутсорсинг телеком-услуг. В рамках аутсорсинга мы берем на себя управление всем телеком-хозяйством наших клиентов, инвестируем в его модернизацию. Благодаря долгосрочным контрактам строим удобные бизнес-кейсы. Для нашей компании такое сотрудничество также является эффективным и привлекательным.
Кроме работы с бизнес-сегментом, на чем еще планируете сделать акцент? Стоит ли говорить о смене стратегического вектора компании?
Компания три года назад выбрала для себя определенный вектор стратегического развития, но так как отрасль постоянно меняется, мы будем его пересматривать и совершенствовать. В целом стратегическое развитее компании нацелено на переход от традиционных услуг, которые предоставлялись на медных сетях, к комплексным услугам, основанным на современных технологиях.